Просветительская роль священства XIX-XX веков на примере рода Владимирских. Доклад Л. Владимирской

Краеведческие чтения — 2023
Генеалогическая память. Просветительская роль священства XIX-XX веков на примере рода Владимирских

Доклад Ларисы Владимирской

Владимирская Лариса (г. Лысково), преподаватель, организатор семейных классов по системе Русской Классической Школы, исследователь генеалогии Нижегородского края.

Предваряя рассказ о судьбах наших соотечественников, хотелось бы уточнить, что в сферу моих интересов, помимо генеалогии Нижегородского края, в частности, священнических родов, входит изучение истории методик преподавания, связанное с моей профессиональной деятельностью: являюсь организатором семейных классов по программе Русской Классической Школы в Нижнем Новгороде и преподавателем на семейном образовании. Закончила НГПИИя им. Добролюбова в 1993 году.

 

 

Начало поискам корней семьи Владимирских было положено уже несколько лет  назад, пожалуй, в 2015 году, а, может быть, и раньше.

Знакомство еще в студенчестве с профессором Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Почетным гражданином Нижнего Новгорода, Т. П. Виноградовой и встреча с ее книгой «Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н. А. Добролюбова», с одной стороны, а с другой — дружба с Русской Классической Школой, явились мощным толчком к поискам утраченных корней и вылились в удивительные события в жизни семьи.

При обзоре дореволюционных методик преподавания и учебников, созданных на рубеже XIX и XX веков, выяснилось, что они являются немыми свидетелями деградации современного образования. К примеру, учебники по арифметике К. П. Арженикова показывают высочайший уровень начальной математической подготовки школьников в Российской империи начала XX века. Или учебники Н. Н. Никитина, Г. Б. Поляка — самые сложные и самые качественные учебники наивысшего расцвета советской школы, выросшей из дореволюционной. Много раз передо мной вставал вопрос, а по какой причине и куда «исчез» этот самый уровень?

 

             

   Учебники арифметики начала и середины ХХ века

Две темы  – род Владимирских и его просветительская роль – неведомым образом переплелись в моей жизни и в этом исследовании.

Сегодня мы попытаемся показать на нескольких примерах священнического рода Владимирских то, что драгоценные педагогические кадры «ковались» задолго до советского периода истории нашей страны и заложена была основа того блистательного образования, прославившегося на весь мир и заслуженно считавшегося лучшим, но и утраченного по каким -то причинам.

Попытаемся поразмыслить о людях, которые генетически передали своим внукам и правнукам добрую память. С трепетом и любовью прикасаясь к теме памяти родных людей, мы проявляем участие к судьбе людей — интересных, добрых, живых, оставивших свой след в истории страны.

Мы – часть истории, и истории педагогической в том числе, каждый со своей мерой ответственности. Мы все вместе теперь касаемся истории наших корней. А без корней – никак.

Моя землячка и удивительный человек Т. П. Виноградова сказала однажды: «Чувствуя корни, человек начинает расти, подобно дереву. Живительные соки, передаваясь из поколения в поколение, питают его…».

Наша семья долго не знала своих корней. Мои сыновья Арсений и Савелий и муж Илья Николаевич Владимирские до недавнего времени ничего не могли рассказать о том, «откуда есть пошла» наша фамилия. На своём пути мы встретили немало интересных, удивительных людей, через которых либо многое узнали, либо знакомство с ними послужило толчком к поискам семейных корней. Мы благодарны Богу за эти чудесные встречи!

Здание бывшего Нижегородского епархиального женского училища

Оказывается, наш род был священническим, просветительским. Постепенно мы добрались до десятого колена, изучая архивные документы и добывая всё новые сведения. Одной из интересных страничек семейной истории стал тот факт, что в один момент времени занятия наших семейных классов проходили по благословению благочинного Нижегородского благочиния в здании бывшего Нижегородского епархиального училища. Это училище на Большой Покровской улице ещё до 1917 года стало «кузницей педагогических кадров», и когда-то в нём учились матушки и их дочки, в том числе из нашего рода. Как писал лысковский краевед В. Н. Добротворский, там трудилась целая плеяда учителей, которая сформировала у своих питомцев чувство самоотверженного служения своему народу.

Масалитинова Ольга Александровна, урожденная Владимирская (1875-1966)

Одной из «епархиалок» была наша прапрабабушка Ольга Николаевна Масалитинова (урождённая Владимирская, 1876–1966), которая приходится родной бабушкой известного лысковского краеведа.

Ольга Александровна Масалитинова, урождённая Владимирская (1876–1966), дочь священнослужителя из села Коробиха Макарьевского уезда и жена священнослужителя села Чернуха того же уезда. Она была одной из «епархиалок», как тогда называли окончивших Нижегородское женское епархиальное училище. Ольга Александровна работала учительницей в селе Плотинское, рядом с Чернухой, точнее, служила, потому что дочерей родителей духовного звания отправляли в училище, чтобы они могли не просто «сеять разумное, доброе, вечное», но и воспитывать своих детей в вере и образовывать их, а также быть достойными жёнами священников. Такая высокая цель ставилась перед ними, ни больше ни меньше.

Само по себе открытие в 1866 году Нижегородского женского епархиального училища стало важнейшим событием в Нижегородской губернии. К идее образования «девиц духовного звания», то есть дочерей священнослужителей, пришёл ещё архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков) (1847-1850), который и «положил начало капиталу» в этом деле. Его преемник, преосвященный Иеремия (Соловьев), продолжил собирать средства «на попечительство о бедных духовного звания». А вот уже архиепископ Антоний (Павлинский) — управлял епархией с 1857 по 1860 годы — занимался непосредственно открытием училища.

Графиня Анна Георгиевна Толстая, урождённая княжна Грузинская (1798-1889)

Содействовала его созданию и наша известная землячка — графиня Анна Георгиевна Толстая, урождённая княжна Грузинская (1798-1889).

Думается, многим известно имя князей Грузинских и их роль в истории села Лысково. Анна Георгиевна пожертвовала в вечное владение епархии участок земли с садом и огородом в Нижнем Новгороде на Большой Покровской улице для организации женского училища. В позднее советское время здание училища было знакомо многим как Дом офицеров. Ныне оно вновь передано епархии и теперь там находится Введенский храм и духовно-просветительский центр.

Дочери священнослужителей, которые учились в этом месте, становились той основой, костяком, из которого народился, как нам видится, просветительский слой, слой интеллигенции. Их труд был «тяжким, подвижническим» — даже дворянским детям не так просто давалось образование, а что уж говорить о детях сельского и городского духовенства. Да и материальные затраты на обучение давались нелегко. Например, полный пансион (вторая половина XIX века) для дочерей священников в Нижегородском духовном училище стоил немалых денег — 60 рублей. (Избу можно было купить за 100 рублей).

Так несколько лет упорного ученического и материального родительского труда позволяли девушкам 18–20 лет стать учительницами.

Вплоть до закрытия в 1918 году училище выпускало в год 40 домашних учительниц. Учебное заведение стало центром женского образования в Нижнем Новгороде в XIX веке.

 

Арсений Владимирский в саду у бабушки Ольги, с. Чернуха, 2016 г.

Ольга Александровна Масалитинова (Владимирская) была самой младшей дочерью в семье. Все её старшие братья тоже стремились к образованию, и она ласково называла их «мои академики». У неё были братья: Павел, Николай, Константин, Иван, Василий, четверо из них — священнослужители на нижегородской земле ( Лысково, Коробиха, Леньково, Преснецово, Петровка и т.д.). Они все до одного учительствовали и организовывали школы для крестьянских детей.

Внукам всегда приятно получать от бабушек гостинцы. Но получить такие, какие достались нашим детям летом 2016 года, — просто чудо! Это яблоки с удивительной яблони — ей сто лет, старинный сорт.

Эту яблоню посадила в своём саду в селе Чернуха Лысковского района бабушка Ольга, та самая «епархиалка», дочь дьяка Александра Ивановича Владимирского (1840 г.р.) из села Коробиха Макарьевского уезда, ныне Лысковский район Нижегородской области.

Можно назвать многих людей, через которых мы «добрались» до села Чернуха, до сада бабушки Ольги и даже смогли посетить деревянный домик, где она жила.

Но хотим отметить одного человека, который оказался «последним звеном» в некой цепочке знакомств и событий. Это Наталья Борисовна Панкратова- Барминская — наш «экскурсовод», неутомимый рассказчик и просто неравнодушный человек. Благодаря Наталье Борисовне мы побывали в саду бабушки Ольги и получили не просто гостинцы — румяные яблоки, — но и интересное заочное знакомство с семьёй Добротворских, Барминских, а это тоже были священнические роды земли нижегородской. Мы смогли почувствовать в буквальном смысле «живительные соки», переходящие от поколения к поколению.

Н. П. Панкратова-Барминская с Владимирскими около дома О .А. Владимирской в с. Чернуха, 2016 г.

Думала ли Ольга Александровна, сажая эти яблони много десятилетий назад, что они станут связующим звеном между людьми, растерявшимися во времени? По рассказам Натальи Борисовны, она плакала и молилась о неизвестных судьбах своих братьев-священников в годы гонений и тепло называла их «мои академики».

Пока и мы не обладаем исчерпывающей информацией о всех священниках рода Владимирских, которые беззаветно служили народу в сёлах своей малой родины, и чья жизнь вобрала в себя не одну эпоху истории России и русской Церкви.

Можно пока с определенностью сказать, судя по Ревизским сказкам Лукояновского и Перевозского округов (4 ревизия 1782 г.) (ф. 570, оп. 555 №157), что род Владимирских берет начало в с. Ляпня, (ныне Лукояновский район), фамилия происходит от имени церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Часовня во имя Владимирской иконы Божией Матери на в с. Ляпня Лукояновского района

«Село Ляпня, церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, безпридельная,  твердая, построена в 1693 году. При сей церкви приходских дворов, полагая на каждый по 4 души мужеска пола -191.Раскольников не обретается. При сей церкви земли 33 десятины…» ( из ЦФ Нижегородской области  ф. 570, оп.556, №166, Клировые ведомости Сергачского уезда за первую половину 1820 г.).

В наше время на месте утраченной церкви возведена часовня.

Священник Симеон Федоров (1746 г. р.) и его родной брат, священник Яков Федоров (1757 г. р.) самые «дальние», о ком удалось узнать точные даты и место службы, документально подтвержденные. Это девятое колено от наших с мужем детей, Арсения (1995 г. р.) и Савелия (2008 г. р.).

И уже дети и внуки Симеона и Якова —  о них речь пойдет ниже — первые в роду, кто стали именоваться Владимирскими.

Расскажем сначала о ветви, происходящей от Якова Федорова (Владимирского).

Запись в Нижегородский архив ф. 570, оп. 558 гласит:

«…с. Успенское, Макарьевского уезда, церковь Успенья Божией Матери, основана в 1787 г., священник Владимирский Герасим Яковлевич (1787 г.р.),65 лет в 1852 г., служит здесь с 1829 года, сын Феодор Елеонский 16 л…».

Федор Герасимович Елеонский (1836 -1906) — русский православный библеист, специалист по ветхозаветной библейской истории и истории Библии. Заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Он был представителем дореволюционной отечественной школы библеистики, которая характеризовалась высоким уровнем языковой подготовки и отстаивала сложившееся традиционные представления. Умер в С.-Пб в 1906. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

 

Его племянник (младше дяди на полгода), Катанский Александр Львович (1836  – 1919) Окончил Нижегородскую духовную семинарию вместе с дядей. Российский богослов, доктор богословия, заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Умер от голода в Гражданскую войну. Был учителем и научным руководителем в будущем патриарха Сергия Страгородского.

Под руководством профессора Катанского будущий патриарх Сергий напишет кандидатскую диссертацию «Православное учение о вере и добрых делах». Многочисленные научно-литературные труды и конечно догматические труды принадлежат перу Александра Львовича.

С исторической точки зрения бесценен труд профессора «Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год», где он описывает годы учебы, начиная с Нижегородской семинарии заканчивая преподавательской деятельностью в С-Пб духовной академии. В этой книге мы встретим характеристики многих истерических лиц: императора Александра II, митрополита Филарета (Дроздова), митрополитов, архиереев, нижегородское духовенство, профессоров С-ПбДА Н. И. Барсова, Елеонского Ф. Г., Лопухина, протоиерея Василия Рождественского, А. И. Садова, писателей Добролюбова Н. А., Достоевского Ф. М., Н. П. Гилярова-Платонова, обер-прокурора Победоносцева и др.

По поводу разных фамилий – интересное замечание самого Катанского Александра Львовича в его книге « Воспоминания старого профессора…»: «Когда мой дед, сам по фамилии Владимирский, имея трех сыновей с различными фамилиями (Катанский, Садов и Елеонский),заявил в свою очередь, что желал бы своему четвертому сыну, Федору Герасимовичу, дать фамилию «Фаворский», о. ректор пришел в негодование, воскликнув: «Что же это такое? что за пестрота? Я знаю, что твой третий сын учится в семинарии …, так будет твой четвертый сын также Елеонский».

Так среди Владимирских по линии Якова Федорова появились сыновья с разными библейскими фамилиями.

Теперь вернемся к нашим прямым предкам по линии Семена Федорова (1746 г. р.) и проследим ветви рода до нашего времени.

Итак, Семеон Федоров (1746 г. р.); Феодор Семенов (1781 г. р); Иван Федорович (1807 г. р.); Александр Иванович Владимирский (1840 г. р.).

Владимирский Александр Иванович (1840 г. р.), дьяк с. Коробиха Макарьевского уезда

Вот на Александре Ивановиче Владимирском мы остановимся поподробнее. Дьяк с. Коробиха Макарьевского уезда (ныне Лысковский район), отец нашей бабушки Ольги.

У него было 5 сыновей и три дочери согласно Кировым ведомостям Макарьевского уезда с. Коробиха. (ф. 570, оп. 559, №66,1875 г.): Иван (1859 г. р.); Павел (1860 г. р.); Николай (1862; Константин (1864 г. р.); Анна (1870); Мария (1872); Ольга (1875 г. р.); Василий (1879 г. р.).

Судьба одного из сыновей Александра Ивановича, Николая Александровича Владимирского (1863–1921) стала для нас настоящим открытием и подтверждает наше предположение о том, какую огромную роль играли священники в просвещении народа.

В Клировых ведомостях напротив практически каждого имени из рода Владимирских мы замечали запись: «состоит учителем при…».

Но Николай Александрович – это особый случай. Мы знали поначалу о нём мало и не имели представления даже о том, была ли у него семья.

 

Владимирский Николай Александрович (1863-1919)

«Родился он 11 июня 1863 года. Сын дьяка с. Коробиха. Протоиерей с. Ляпни Сергачского уезда. Награждён Святейшим Патриархом Священного Синода наперсным крестом с украшениями. Окончил Казанскую духовную академию в 1887 году, курс XXVIII. С октября 1917 года — ректор Костромской духовной семинарии. Представлен к Палице Советом при Сергачско-Лукояновском викарианстве. В сане протоиерея с 1919 года. До 1919 года был заведующим богословскими курсами в Костроме. В 1920 году 15 мая назначен согласно прошению в с. Ляпня Сергачского уезда» (Адрес-календарь 1904 года).

По окончании Казанской Духовной академии Николай Александрович в звании кандидата богословских наук служит инспектором классов Казанского женского епархиального училища. Благодаря фотографии отца Александра Ивановича Владимирского, которую он сделал, видимо, в память о посещении в Казани своего сановитого сына, мы знаем дату его пребывания.

Подпись под фотографией (находка Дмитрия Владимирского, г.Москва) гласит: «дьякон с. Коробиха, Александр Иванович Владимирский в мае 1894 года на 58 году жизни».

Нам теперь также доподлинно известно о его богословских трудах. В частности, его правнуком Дмитрием Владимирским (г. Москва) выкуплено и восстановлено издание «Логика, курс гимназический» г. Казань, 1912 г.

 

 

На руках у нас также имеется ответ на наш запрос из ГА Костромской области от 30.09.2016 года:

«…По Вашему запросу… в Журналах педагогического собрания правления Костромской духовной семинарии за 1918 год имеется подпись ректора семинарии протоиерея Николая Владимирского» (ф. 432., оп.1вн., Д.16).

Даже за сухими строчками и цифрами документов мы увидели, что это был неординарный человек, что и подтвердилось воспоминаниями о семье Владимирских бывшего директора Лукояновского краеведческого музея Галины Ивановны Кашиной. С этой милой женщиной мы познакомились через неутомимую Наталью Борисовну Панкратову-Барминскую.

 

Кашина Г. И., краевед, Почетный гражданин г. Лукоянова

Галина Ивановна поведала нам о том, что была лично знакома с сыновьями Николая Александровича Владимирского и его жены Натальи Флавиевны (урождённой Писаревой-Миловской), точнее, она училась у одного из них — у Серафима Николаевича Владимирского. Он много лет работал завучем и учителем математики в школе № 1 города Лукоянова, куда его родных занесла судьба после смерти главы семейства в 1921 году. О том, насколько воспитанными и образованными были дети в этой славной семье, свидетельствуют отзывы и память лукояновцев.

Г. И. Кашина вспоминает, что это были «высококлассные специалисты в своём деле, интеллигентные, тактичные и ласковые люди». Они содержали огромную библиотеку, устраивали спектакли и чтения в семье, музицировали. Дети Николая Александровича и Натальи Флавиевны Владимирских, как и их родители, стали учителями. К сожалению, пока что нам известна информация только о двоих из них.

Совсем недавно на мою статью откликнулись родственники из Москвы и рассказали, что у Н.А. Владимирского было несколько сыновей и дочерей. Один из них, Юрий репрессирован и расстрелян в 1938 году.

Чета Владимирских. Николай Александрович и Наталья Флавиевна

Посмотрите на старую фотографию, где чета Владимирских рядом. Какие лица! Это первый фотодокумент о наших дедушках и бабушках. За неимением других фотографий мы с благоговением разглядывали родные черты.

Вся наша семья хочет поблагодарить за эту находку Т. С. Исаеву. По её словам, она случайно наткнулась на фотографию. Но ничего случайного не бывает.

Кроме Николая Александровича Владимирского у Ольги Александровны был еще брат – Константин.

Бабушка Ольга, как мы все стали ласково называть её между собой, на самом деле приходится нашим детям двоюродной прапрабабушкой, а вот Константин Александрович Владимирский (1864 г. р.), почётный гражданин села Лыскова — уже прямой предок, то есть прадедушка нашим детям. О нем, к большому сожалению, у нас совсем мало сведений.

Еще одно славное имя рода Владимирских мы открыли для себя с трепетом. Племянник бабушки Ольги- Фёдор Константинович Владимирский (1895–1937), дедушка моего мужа Ильи Николаевича. Это имя и его история достойны отдельного исследования.

Накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, который празднуется 4 ноября и совпадает с государственным Днём народного единства, мы вспоминаем Фёдора Константиновича, расстрелянного в этот день 86 лет назад. А вместе с ним теперь — и расстрелянного в этот же день, 4 ноября, священника Владимира Фёдоровича Барминского, деда Натальи Борисовны, и ещё сотни тысяч безвинно замученных и убиенных в дни гонений.

На протяжении нескольких лет традицией стало принимать участие в крестном ходе из Кремля до памятника на пл. Скоба Минину и Пожарскому, в Нижнем Новгороде 4 ноября в день Народного Единства и День Казанской иконы Божией Матери.

Перед нами глазами лежит дело Ф. К. Владимирского, прочитанное много раз. Именно оно заставило посмотреть на жизнь другими глазами.

Дело Владимирского Ф. К. Выписка из протокола.

Фёдор Константинович родился в селе Лысково, окончил в 1912 году Лысковское духовное училище и с 1913 года служил дьяконом в селе Вечкусово Шатковского района. В 1917 году он был лишён прав гражданства и дома, а его жену сослали на три года за «необеспечение хлебопоставок» (она так и не вернулась оттуда). С 1926 по 1935 год Фёдор Константинович был священником в селе Алемаево в этом же районе. Его арестовали 23 августа 1937 года и расстреляли через несколько месяцев — 4 ноября — за «контрреволюционную агитацию». Об этом гласит архивная справка из ЦА Нижегородской области от 08.04.2015 за номером 313/08-07.

Но это, повторюсь, отельная большая история целой семьи, оказавшейся разбросанной и потерянной во времени так, что мой муж ничего не знал не только о своих дедушках, но и о настоящей, полной лишений жизни своего отца, Владимирского Николая Федоровича (1924 -1973).

Как всё просто. Один росчерк пера — и нет семьи, другой — и нет человека.

Дед мужа, Владимирский Федор Константинович (1895-1937) пострадал, как и многие-многие люди разных сословий, разных профессий, разных убеждений в дни гонений в нашей стране, а трое детей лишились родителей и были обречены на сиротскую судьбу в детдомах. А народ потерял в их лице священников, учителей, хлеборобов, отцов и матерей.

А. П. Арцыбушев писал в автобиографическом романе узника ГУЛАГа «Милосердия двери» о тех временах : «…как неминуемая смерть… приближался омерзительный гигантский спрут со своими длинными щупальцами, который, притаившись, ждал своего часа, … чтобы вынуть из народа, выкорчевать и вытравить всё прекрасное и доброе, чем так была богата русская душа, а взамен вколотить рабскую покорность и податливость, задавленность нищетой и страхом…» Арцыбушев писал и том, как фабриковались дела, как нарочно вымарывались страницы судеб многих людей — так, «чтоб никогда не отмылись». Но Господь милостив и пути Его неисповедимы.

Мне хотелось бы сказать доброе слово именно об этих людях, священнослужителях, которых оболгали, очернили, вырвали с корнем из жизни, о которых мы до сих пор так мало знаем и чью жизнь и чьи страдания и подвиги мы, пожалуй, ещё не оценили, то есть не знаем им настоящую цену. А знать нужно, чтобы мы и в большей степени наши дети «чувствовали корни и начинали расти, подобно дереву».

Ведь это именно духовенство служило русскому народу, обучая его грамоте и просвещая, а их жёны-матушки, дочери становились учительницами, «формулируя вечные истины Евангелия на языке своего поколения» (В. Соловьев «О задачах интеллигенции»). Они терпели все лишения с народом, отказываясь от компромисса с совестью. Они и были народ.

Может, неслучайно в современности совпали эти два праздника — Казанской иконы Божьей Матери и День народного единства? Попробуем задуматься, в чём мы должны быть едины друг с другом в наш стремительный век трансгуманизма? Безусловно, в стремлении помнить уроки истории. Но главное, на мой взгляд, — это научиться ценить всё доброе, созданное нашими предками, и сохранять это доброе для последующих поколений. А ещё — учиться милосердию.

Мой муж, Владимирский Илья Николаевич (1970 г.р.), рос без отца в Лысковском районе. Растила его мама одна. Приехали они в совхоз «Нива» по приглашению родного брата отца Ильи, Владимирского Александра Федоровича (1918 г.р.), тоже учителя в п. Нива. Приехали они из Ульяновской области, где умер отец Николай Федорович Владимирский (1924 г.р.), когда Илье было около 3 лет от роду. Так что не пришлось моему мужу расти с бабушками и дедушками. И до поры до времени этот факт биографии оставался для него тайной за семью печатями.

Тем более знаковой и значимой стала встреча в с. Чернуха с пра- прабабушкиным садом и столетними яблонями, посаженными ее собственными руками не только для Ильи, но и для наших сыновей, владеющих теперь знаниями о 300- летней истории священнического рода Владимирских. Арсений Ильич теперь учитель, а Савелий имеет все задатки того, чтоб продолжить просветительскую династию. Посмотрим.

Размышляя над страницами дела нашего дедушки Фёдора Константиновича, мы узнали ещё много славных имён рода Владимирских и не только их. Все они достойны памяти, и хотя бы потому, что на удивление и в назидание людям выросли и плодоносят деревья, посаженные их добрыми руками…

Думается, этот «клубочек» будет распутываться и дальше, и нам откроется ещё немало сокрытых доныне страниц семейной истории, а вместе с тем — и нашей малой родины. Это важно и нужно, чтобы чувствовать свои корни, чтобы знать и помнить своих Учителей.

Ф. М. Достоевский писал: «Деньгами ни за что не купишь всего. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей не наделаете. Учитель — это штука тонкая; народный национальный учитель вырабатывается веками…».

Добавлю к этому слова из монографии Т. П. Виноградовой: «Не одна лишь мечта выбиться из нужды влекла сыновей небогатых священников и мелких чиновников в семинарии и университеты, заставляла просиживать бессонные ночи над книгами, жертвовать молодостью и здоровьем».

Стоит задуматься о том, что эти высокообразованные люди появились не на ровном месте, о чем нам напоминает также наша землячка, замечательный лысковский краевед Мясникова А.Н. в своей книге «Это знаменитое село Лысково»: на 1914 год в селе Лыскове существовало 14(!) учебных заведений. Да каких!

Да, чтобы взрастить образованного и высоконравственного человека, требуется немало усилий. Наверное, это сродни тому, как вырастить сад. И нам есть у кого учиться.

Библиография:

  1. Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия Крещения Руси (сост. А. Снежницкий — Нижний Новгород : Типография Губернского правления, 1888 – XIV,1031,VIII C.
  2. Арцыбушев А. П. Милосердия двери.-Москва, изд. Никея, 2016. — 464 с.
  3. Виноградов В. И. Священник Константин Иоаннович Владимирский, Нижний Новгород,1898.
  4. Виноградова Т. П. Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н. А. Добролюбова. — Н. Новгород: Волго-Вятское книжное издательство,1992.-320 с., ил.
  5. Виноградов В. И. Нижегородский иллюстрированный календарь на 1899 год.
  6. Драницин Н. И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год – Нижний Новгород ,1904 год – XVI, 308, 96 с.
  7. Клировые ведомости за 1838, 1916 (Нижегородский гос. архив).
  8. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. — Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2010. — 432 с.
  9. Мясникова А. Н. Это знаменитое село Лысково, 2 изд.»Книги», Н. Новгород, 2010 — 480 с.
  10. Ревизские сказки,1850 год.
  11. Рейсер С. А. Родословные розыскания // Вспомогательные исторические дисциплины. Л.: Наука, 1987. Т. XVIII c. 161-163.
  12. Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 г./Сост. М. В. Цикрулева, Нижний Новгород, 2011, 528 с., [7] л.
  13. Успенские Н. В. и В. Л. Семейные хроники / 17 родов нижегородских священнослужителей.

Курмышский краеведческий музей. Выступление Ларисы Владимирской на Курмышских краеведческих чтениях. Август, 2023. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *