14 ноября Курмышский краеведческий музей принимал в гостях замечательного нижегородского фотографа Леонида Гройсмана, с которым нашу команду связывает многолетняя дружба: один из циклов его фото-картин — «Курмыш: второе рождение» — украшает стены нашего выставочного зала.
Справка:
Леонид Гройсман родился и живет в Нижнем Новгороде. Он — автор 17 персональных выставок в музеях и выставочных центрах Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов, а также двух фотоальбомов. Циклы его работ: «В стороне от суеты. Нижегородские сельские храмы» (2005–2012, совместно с М. Храповицким), «Соловки — место предчувствия» и «Братья» (2011–2019), «Поморский дневник» (2011–2023). С 2023 года художник работает над новым циклом — «Портрет русского солдата».
В 13:00 мастер встретился с курмышскими школьниками и провёл практическое занятие по основам художественной фотографии.
Леонид Яковлевич рассказал о значении и природе художественного образа в фотоискусстве и отличии художественной фотографии от документальной, о роли света и тени в создании образа и о законах построения кадра. Ребята не только открыли для себя значение самого слова «фотография» (в переводе с греческого – «светопись»), но и вслед за мастером попробовали создать эту светопись в кадре: исследовали, как меняется образ в зависимости от источника света, узнали о контровом, направленном и рассеянном типах света, наблюдая волшебные превращения предметов, освещённых разными способами. Ребята узнали о секретах и магии фотографии – как придать предмету объём, как сфокусировать кадр на нужных деталях, как подчеркнуть цвет, фактуру и форму объекта, как создать глубину художественного образа и воплотить неуловимое: мысль, чувство, атмосферу, ощущение, впечатление. Перемещая и добавляя источники света, экспериментировали с образами, учились фотографировать в жанрах натюрморта и портрета.
Для натюрморта качестве объектов выбирали разные предметы из нашей музейный коллекции: фотографировали кувшин с сухоцветами, бутыль из тёмного стекла, учась воплощать в кадре не только её фактуру, цвет и форму, но и содержимое, а потом создали более сложную композицию со старинной книгой, часами, очками и глиняным горшком.
Оказалось, волшебство можно сотворить даже с помощью самого простого мобильника, если знать несколько секретных законов и хитростей, которыми с ребятами поделился Леонид Яковлевич.
Вторая часть занятия была посвящена портрету – моделями стали сами участники: по очереди позировали друг другу и под руководством мастера создали целую галерею фото-шедевров.
В 17:00 в музее прошёл творческий вечер Леонида Гройсмана, где мастер предложил к просмотру три авторских фотофильма:
«Портрет Русского Солдата»,
«Братья»,
«Поморский дневник».
«ПОРТРЕТ РУССКОГО СОЛДАТА» — часть одноимённого цикла работ, созданных фотографом в зоне проведения специальной военной операции.
«Эта съёмка отличается от работы военкоров. К моему приезду никто ничего не готовит. Мы просто приезжаем и живём вместе с ребятами, работаем на месте, разделяя и кров, и хлеб. Меня перестают замечать с фотоаппаратом. И к этому — и с человеческой, и с фотографической точки зрения — они относятся с доверием, по-братски, искренне, по-настоящему. Цель этих съемок – создать собирательный портрет нашего солдата, показать людей самых разных судеб, возрастов и военных профессий. Среди них – бойцы штурмовых отрядов “Шторм”, разведчики, БПЛАшники, водители, техники, артиллеристы, ну и конечно, медики и бойцы в госпиталях. Прежде всего, это портреты, снятые в реальной обстановке. Я стараюсь использовать художественные средства фотографии везде, где это возможно. На фронте условия часто не позволяют фотографу снимать окружающие детали по соображениям безопасности, поэтому многие кадры достаточно просты по композиции и выразительным средствам, что дает возможность пристальнее вглядеться в лица и глаза героев этих съемок», — поделился Леонид Гройсман.
Цикл «БРАТЬЯ» рассказывает о жизни Свято-Троицкого скита Соловецкого монастыря на небольшом уединенном острове Анзер в Белом море. Здесь расположен скит, основанный в начале ХVII века преподобным Елеазаром Анзерским. Леонид Гройсман впервые оказался там в 2011 году и с тех пор бывает на острове Анзер постоянно. В этом месте он соприкоснулся со скитской жизнью, участвуя в ней наравне с насельниками.
Цикл «ПОМОРСКИЙ ДНЕВНИК» посвящён Русскому Северу, Белому морю, впадающим в него рекам Мезень и Онега, где автор побывал в разные годы.
Феноменальный эффект восприятия создаёт выбранный Леонидом Яковлевичем жанр – демонстрация фотографий в виде фильмов на большом экране, в специально подобранном звуковом сопровождении. Другие форматы – показ отдельных фотографий или самих фильмов для просмотра в телефоне или даже в компьютере – создают совсем другой эффект, лишая произведения той глубины и силы воздействия, которые присущи выбранному мастером жанру.
Нам повезло больше других: приобщились к прекрасному в живом исполнении.
Низкий поклон Художнику.
Мероприятия проходят в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
http://фондкультурныхинициатив.рф/
#фондкультурныхинициатив




































