О портных села Можаров Майдан Курмышского уезда и их нелёгком труде

Анастасия Афонина. Ученица 3 «А» класса Пильнинской средней школы «Содружество». Научный руководитель – Сулиманова Кяримя Ярулловна, руководитель кружка «Юный экскурсовод» МБОУ ПСШ «Содружество».

Доклад на Курмышских краеведческих чтениях

 

«По берегу Пьяны в прибрежной лощине

Садами раскинут Можаров Майдан»

(слова из песни о Майдане Школьнова М. И., Крыловой Н. Н.).

 

В селе Можаров Майдан стараются сохранить историю, берегут её для будущих поколений. В истории села заложены корни наших предков, от них к нам переходит духовная сила.

Можаров Майдан в переводе означает тележный дёготь. Дегтярни были на улице Бараниха, на улице Завраг. Образовалось село при речке Тростянке и Лелейке в конце XV – начале XVI веков: сюда селили ссыльных, которых за неповиновение царю ссылали в далёкие глухие углы России. Здесь было болотистое место и непроходимый, заваленный толстым валежником лес.

Первоначально село состояло из одной улицы, где стоял домик лесника – бобыля. Поэтому первая улица стала называться Бобыльской.

Ссыльные прибывали, село застраивалось. Здесь проживали цыгане, мордва, татары. Чтобы прожить в такой глуши, необходимо было овладеть ремёслами. Стали пахать землю, заниматься пчеловодством, рыболовством. Среди важнейших неземледельческих промыслов села Можаров Майдан было портняжничество.

Покупать готовую одежду наши предки не имели возможности, всю одежду шили на заказ. Поэтому роль портных была весьма важной. В Можаров Майдане бытовала такая поговорка: «Одетый поле перейдёт, а раздетый дома сидеть будет».

Портновским ремеслом занимались целыми семьями, навыки передавались из поколения в поколение. Семьи были большими – до двадцати человек. Наделы земли давались только на лиц мужского пола, но во многих семьях рождались преимущественно девочки. Поэтому, когда уходили на «шитво» в другие сёла, отцы брали с собой и дочерей, приучая их к портновскому делу.

Батраков Николай Тимофеевич

Таким портным был Батраков Николай Тимофеевич, 1895 года рождения, который воспитывал шесть дочерей. Старшая дочь Николая Тимофеевича – Александра, вышла замуж за двоюродного брата моего прадедушки Зименкова Анатолия. Александра стала самой лучшей портнихой села Можаров Майдан. К ней записывались на месяцы вперёд. Две другие дочери Николая Тимофеевича – Вера и Любовь вышли замуж и уехали в Чувашию, одна – в Вурнары, другая – в Шумерлю. Они тоже стали портнихами. Николай Тимофеевич по зимам шил в их домах. Горожане заказывали ему пальто, полушубки и жакетки из плюша.

Большая часть портных ходила в Чувашию. Управившись с огородами, переделав все дела по дому, загрузив на саночки машинки и утюги, они уходили «на шитво» зимой. Ходили по нескольку человек, так было спокойнее и безопаснее, так как в Чувашию приходилось идти сначала через реку Пьяну, потом через лес до реки Суры и еще три километра шли лесом до первого села. Ходили с ружьями и топорами. Много было волков. А на обратном пути, когда возвращались домой с деньгами, их часто поджидали «лихие» люди.

Тяжела была доля портных, уходящих на заработки:

«Портные шли в мороз и вьюгу,

Неся машинку на спине.

Трудились зиму на чужбине,

Домой являясь по весне»

(из песни о селе Можаров Майдан Виктора Шабаева).

 

Примечательно, что жители Можарова Майдана были единственными портными на три уезда и шили одежду для священнослужителей и всех, кто не имел возможности ехать за этим в город. А молодые семьи, только поженившись, уходили вместе шить в Чувашию, чтобы накопить денег на покупку или постройку дома. Таких по Майдану было около сотни семей. Замерзала река Сура, а на той стороне – Чувашия, сплошь деревни. Останавливались у одних хозяев, шили чапаны, тулупы, кафтаны, полушубки. Хозяева их кормили, предоставляли ночлег. Жили до тех пор, пока не сошьют всё, что требовалось. Потом переходили в другую избу, в третью. И так, пока не заканчивалась зима. Домой приносили много денег и привозили на санях зерно, нанимая проводников с лошадьми и санями.

С ранних лет девочек в селе Можаров Майдан учили шить, вышивать, строчить занавески на машинках. Уходили шить целыми семьями: муж шил одежду, а жена вышивала покрывала на больших пяльцах, выстрачивала занавески, подзоры, наволочки. Их звали белошвейками. Работа была трудоёмкая, за неё получали большие деньги. Изделия брали нарасхват. Знатными семьями, которые занимались шитьём, были семьи Букаткина Ивана Семёновича с женой Прасковьей и дочерью Валентиной, Ярова Степана с супругой Татьяной, Лысова Петра Ивановича с женой Елизаветой и другие.

Первов Степан Васильевич

Мой прапрадедушка Первов Степан Васильевич тоже был знатным портным. До войны он шил и в Чувашии, и в Воротынце, и в Спасском. Прошёл всю войну: воевал с 25 июля 1941 года по ноябрь 1945 г. Служил в 81-м стрелковом полку 54-й стрелковой дивизии, и всегда с ним была его швейная машинка. С ней он вернулся домой и продолжал быть портным до конца своих дней.

Мой прапрадед Первов Степан с сослуживцами в годы Великой Отеч. войны
Зименков Анатолий Григорьевич, справа
Моя бабушка Зименкова Т.А. в одежде, сшитой её дедом, Первовым Степаном. 1958 г.
Дом купцов Железновых. К нему пристроено производственное здание цеха
Седов Владимир Михайлович

Потом рядом с цехом было построено новое двухэтажное здание, где работало более ста человек, работали в две смены. Шили рубашки, пододеяльники, наволочки. Первым начальником цеха был Жуков Алексей Иванович, Шулаев Анатолий Васильевич, Касьяненко Олег Илиич, Седов Владимир Михайлович. После эпохи «Перестройки» швейный цех был закрыт.

Прошло много лет, уже нет в живых портных и портних, мастериц-белошвеек, но в селе сохраняют их вещи и передают из поколения в поколение.

Профессия портного нужная, важная и ответственная потому, что дарит людям радость, создавая красивую, удобную, добротную, модную одежду. Важная – так как человек не может существовать без одежды. Ответственная – поскольку от профессиональной подготовленности, умений и навыков портного зависит качество изделия. Труд портного сложен и почётен. Ведь хороший портной должен обладать такими качествами, как терпение, усидчивость, сосредоточенность, аккуратность, должен иметь повышенное внимание, а также высокую психическую и физическую выносливость. Сохраняя память об истории Малой Родины, мы отдаём дань благодарности людям, которые выполняли свой подённый трудовой подвиг, сохраняя традиции и передавая их из поколения в поколение.


Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

 

http://фондкультурныхинициатив.рф/
#фондкультурныхинициатив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *