Доклад на Курмышских краеведческих чтениях
Лариса Владимирская (г. Лысково). Преподаватель, организатор семейных классов по системе Русской Классической Школы, исследователь генеалогии Нижегородского края.
Савелий Владимирский (г. Лысково). Ученик 11 класса РКШ (семейное образование).
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
А.С.Пушкин
Часть первая.
Наша работа продолжает исследование, которым мы делились на Курмышских краеведческих чтениях 2023 года – «Просветительская роль священства XIX–XX веков на примере рода Владимирских»; статья включена в первый сборник «Курмыш: забыть нельзя потерять».
Накопленный материал настолько объёмный, что он не может поместиться в рамки устного доклада, поэтому мы попробуем просто бросить ретроспективный взгляд на события и открытия в такой последовательности, как они открывались нам по мере поисков, упомянем лишь ключевые имена и события.

Самые «дальние» Владимирские нижегородской земли, до которых мы добрались и чьё существование подтверждено Ревизскими сказками Лукояновского и Перевозского округов – Иаков (1757 г. р.) и Семён (1746 г. р.) Фёдоровы. Это десятое колено от наших внуков.
Фамилия происходит от названия храма Владимирской иконы Божией Матери 1693 года постройки с. Ляпня Сергачского уезда (ныне это Лукояновский район Нижегородской области). Сейчас там стоит одноименная часовня. Фото 1.
Нельзя не упомянуть славных потомков Иакова Фёдорова (1757 г. р.) и две ключевых географических точки поисков – Нижний Новгород и Санкт-Петербург: в Нижегородской духовной семинарии учились, а в Санкт-Петербургской духовной академии впоследствии служили два именитых профессора из рода Владимирских – Елеонский Фёдор Герасимович (1836 г. р.) и его племянник Катанский Александр Львович (1836 г. р.).
Елеонский Фёдор Герасимович Катанский Александр Львович
Основные наши поиски проводились по линии Семеона Фёдорова (1746 г. р.). О них и пойдёт речь.
Много лет назад, еще в девяностые годы, наш поиск начался с личного знакомства с профессором ННГАСУ Т. П. Виноградовой и её монографией «Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н. А. Добролюбова».
Незаурядная личность Татьяны Павловны Виноградовой и её глубокая исследовательская работа стали мощным толчком к изучению истории нашей фамилии.
Итак, первая географическая точка, связанная с Владимирскими, названа в монографии – это Арзамас XIX века.
Т. П. Виноградова говорила о связи родов Владимирских и Рюриковых (это фамилия её предков). Владимирская Мария Николаевна (1836 г. р.) была женой Ивана Александровича Рюрикова (1846 г. р.)
В монографии упомянут некий Иван Фёдоров (1807 г. р.), псаломщик Владимирской церкви г. Арзамаса (по Ревизским сказкам Нижегородской губернии, г. Арзамаса 1850 года, сентября 18 дня), у которого есть сыновья – Константин (1836 г. р.), Иван (1837 г. р.), Павел (1838 г. р.), Александр (1840 г. р.), и дочери – Мария, Анна, Ольга (все мальчики станут священниками, а девочки – учительницами). Эти имена будут повторяться в следующем поколении: Александр Иванович, наш прямой предок, назовёт своих детей именами братьев и сестёр.
Известная в Нижнем Новгороде и Арзамасе в XIX – начале ХХ вв. фамилия Владимирских и события, с ней связанные, привели нас в изумление. Но повторяющиеся имена и другие даты рождения увели поиски в другую сторону. Изучение арзамасской ветви Владимирских мы оставили, хотя весь материал был зафиксирован и лежал уже после долгих размышлений как на ладони.
Множество дат, имен и событий приводят нас в славный город Лысково, на малую родину, где мы с мужем выросли и учились, для того, чтобы познакомиться с потомками ещё одного священнического рода, которые и помогли разобраться в хитросплетениях генеалогического древа.
Следующая точка семейной истории – город Лысково.
Некогда село Лысково, теперь город Нижегородской области, не нуждается в представлении. Его богатейшая история призывно манит к её изучению.
Н. Б. Панкратова-Барминская (1949–2019), потомок славного рода Барминских – удивительный рассказчик и экскурсовод. Изучала историю рода «с нуля», будучи слепой, участвовала в восстановлении исторической памяти родного города и его жителей.
Её дед – Барминский Владимир Фёдорович (1889 г. р.) – учитель, а затем священник в с. Кирюшино Балахнинского уезда, возможно, служил в с. Чистое Поле Лысковского района до 1937 года, был приговорён к расстрелу «тройкой» НКВД. Расстрелян в г. Горьком 4 ноября 1937 года, в один день с нашим отцом Фёдором Константиновичем Владимирским (1895 г. р.).

Сын отца Владимира, Барминский Борис Владимирович (1914–2007), прошёл всю войну. Начинал на Ленинградском и Волховском фронтах, участвовал в боях под Сталинградом, освобождал Донбасс, Запорожье, Днепропетровск, Одессу, Львов… Закончил войну Борис Владимирович освобождением Праги. Имел боевые награды. После войны работал в родном Лыскове экономистом, а с 1958 по 1978 гг. – директором хлебозавода. В 1996 году ему присвоено звание «Почётный гражданин города Лыскова». Директор известного когда-то своими традициями хлебопечения Лысковского хлебного завода, именно он собирал по крупицам по всем волостям утраченные рецепты хлеба, поэтому лысковский хлеб когда-то славился своим вкусом далеко за пределами городка.
Роды Владимирских и Барминских в свойстве и родстве пересекаются также со священническим родом Добротворских. Известный лысковский краевед Добротворский Владимир Николаевич (1929 г. р.) писал в своё время о бабушке О. А. Масалитиновой (в девичестве Владимирской, 1876 г. р.) и о незавидных судьбах священников и их потомков.
Итак, село Чернуха Лысковского района – ещё одна ключевая географическая точка в поисках. Здесь – могилы О. А. Владимирской и дьякона Павла Масалитинова.
Побывав в доме, что сохранился за местным храмом в с. Чернуха, в саду прапрабабушки О. А. Масалитиновой (Владимирской) со столетними яблонями, мы узнали от Натальи Борисовны, что отец Ольги Александровны – Александр Иванович (1840 г. р.), дьякон из с. Коробиха Макарьевского уезда, (ныне Лысковского района). Это тот самый Александр Иванович из «арзамасской линии», исследование которой мы оставили.

Теперь мы узнали обо всех Владимирских в полноте.
Опубликованные ранее материал в сети «Интернет» и текст доклада на сайте Курмышского краеведческого музея принесли неожиданные плоды: материал прочитали потомки Владимирских из Владимирской, Московской, Нижегородской областей и связались с нами. Мы и не мечтали кого-то найти, но чудеса происходили на глазах, прямо перед Великими праздниками объявлялись родные люди: писали, звонили.
Один из них – Дмитрий Николаевич Владимирский (1959 г.р.) (г. Москва). На фото он с гуслями своей прабабушки Натальи Флавиевны Владимирской (Писаревой-Миловской) в Лукояновском краеведческом музее.

Он много рассказал о наших общих предках. Например, о своём дедушке – Николае Николаевиче Владимирском (1900 г. р.), который оставил для внука уникальный тетрадный лист с древом рода, начертанным простым карандашом, где указал родство «арзамасских» Владимирских с Владимирскими Лысковской / Лукояновской земли. Из древа видно, что Фёдор Иванович Владимирский приходился родным братом Александру Ивановичу Владимирскому из с. Коробиха.

Тем самым Дмитрий Николаевич вернул наши мысли к Арзамасу. Начались новые размышления и поиски. Оказалось достаточно одного вечера, чтобы поднять наши семейные записи и связать некогда разорванные нити. Мозаика сложилась: это одна семья.
Так, через долгие поиски и знакомство с родом Барминских, мы «распутали клубок», прожив удивительные события.
Часть вторая.

Главной загадкой в наших исследованиях был вопрос: связаны ли родством арзамасские Владимирские с лысковскими / лукояновскими Владимирскими? Теперь она решена. Ревизские сказки 1850 года, клировые ведомости, адрес-календари, устные рассказы неравнодушных людей и, наконец, схема генеалогического древа Николая Николаевича Владимирского и рассказы его внука Дмитрия Владимирского дали нам возможность выяснить следующие факты:
Иван Фёдорович (1807 г.р.), родом из с. Ляпня, который первым стал «писаться» под фамилией Владимирский – наш прямой предок. Как мы говорили, выяснились имена его детей.
Владимирский Константин Иванович (1836 г.р.) согласно адрес-календарю 1904 года служил в Христорождественском соборе г. Починки.

О его заслугах повествует в брошюре «Священник Константин Иоаннович Владимирский» Виноградов Владимир Иванович, нижегородский публицист и педагог, дед Т. П. Виноградовой:
«Сорок лет – очень немалый период времени пастырства при одном храме в одном приходе… Им было открыто приходе начальное женское училище на сто человек учащихся, его стараниями построено здание мужского начального училища, из собственных средств он пожертвовал 500 рублей на строительство церковно-приходской школы с библиотекой… Во время свирепствовавшей в 1866 году в Починках страшной холеры и в годины голода 1891–92 годов, тяжесть которых была усилена опустошительными пожарами, он был все время со своими прихожанами, являясь и «пастырем-утешителем и скорым помощником в материальных нуждах несчастных». Он оказывал населению и медицинскую помощь, поскольку в семинарии изучал основы медицины». Имел орден св. Анны 3-ей степени.
Владимирский Фёдор Иванович (1843 г. р.) – протоиерей арзамасской Троицкой церкви, благочинный, имел орден свт. Анны 3-ей степени (по сведениям адрес-календаря 1904 года), известный общественный деятель, член II государственной Думы от Нижегородской губернии.
С ним был знаком Алексей Максимович Пешков, который писал о нём так: «Он затратил все свои средства на поиски воды, заложил дом, живёт как нищий…».

Как пишет Татьяна Павловна Виноградова, отец Фёдор оставил о себе добрую память у земляков – главным подвигом жизни был «арзамасский водопровод». Экспозиция музея в городе Арзамас подробно повествует об этом.
Владимирский Павел Иванович (1838 г. р.) – «скромный и всеми любимый дьякон Верхнепосадской – Троицкой церкви Нижнего Новгорода». По сведениям адрес-календаря 1904 года, церковь эта когда-то стояла на месте нынешней школы №13.
Владимирский Иван Иванович (1837 г. р.), по сведениям адрес-календаря, выпущенного в честь 900-летия крещения Руси в 1888 году, псаломщик в с. Петровка Васильского уезда (ныне Лысковского района) в церкви Рождества Христова, он отец расстрелянного в 1937 году Николая Ивановича Владимирского (1875 г. р.), священника церкви св. Троицы села Вечкусово Арзамасского уезда (по сведениям адрес-календаря на 1904 год).
Анна, Мария, Ольга – дочери Иоанна Федорова (1807 г. р.), которые станут «матерями больших даровитых семейств».
Ну и наконец, и о наших прямых предках.
Владимирский Александр Иванович (1840 г. р.) – дьякон с. Коробиха, который нас «запутал» с именами. Отец большого семейства, он с матушкой Екатериной Ивановной Орнатской (1835 г. р.) назовут своих детей так:
Павел Александрович (1860 г. р.) (псаломщик храма свт. Николая Чудотворца с. Преснецово Макарьевского уезда);
Иван Александрович Владимирский (1862 г.р.) (священник храма Преображения Господня с. Ляпуны Макарьевского уезда, с 1907 г. – в Никольской церкви с. Уварово 4-го благочиннеческого Княгининского округа).
Николай Александрович Владимирский (1863 г.р.) (закончил Казанскую духовную академию в г. Казань, кандидат богословских наук, инспектор классов Казанского женского епархиального училища, с октября 1917 года – ректор Костромской духовной семинарии, заведующий богословскими курсами г. Костромы, автор богословских и философских трудов).

Впоследствии, по собственному прошению, он служил на малой родине в с. Ляпня Сергачского уезда. Умер, заразившись тифом от человека, которого он поспешил исповедовать перед кончиной.
У них с матушкой Натальей Флавиевной было шестеро детей. Двое сыновей, Серафим и Виктор, стали преподавателями, заслуженными людьми г. Лукоянова. Один из сыновей, Юрий Николаевич Владимирский (1907 г. р.), уроженец Казани, житель Горького, был приговорен «тройкой» и расстрелян 15.10.1938.
Константин Александрович Владимирский (1864 г.р.), почётный гражданин села Лыскова – мой прапрадед – не стал священником по причине слепоты. Он был сапожником.
По данным настоятеля Вознесенского Печерского мужского монастыря, архимандрита Тихона Затёкина, имеется следующая информация:
«Константин Владимирский, духовного звания, происходил из Макарьевского уезда, чтению и рукоделию обучался в Петроградском Александровском Мариинском училище, родился в 1879, монах-слепец, в 1917 ему 38 лет, в монастырь поступил в 1902 году 30 июня, 29 апреля пострижен в монашество» (ЦАНО ф. 570, опись 559, дело 54. Послужной список монашествующих за 1917 г.).

Над этой информацией еще предстоит работа.
У Константина Александровича в 1895 году 5 апреля по старому стилю родился сын Фёдор Константинович Владимирский.
Из архивной справки от 08.04.2015 313/08-07 известно, что он закончил в 1904 г. церковно-приходскую школу, в 1911 г. – Лысковское духовное училище, жену звали Мария Ивановна. «Сын кулака сапожного производства», он с 1913 года служил дьячком в селе Вечкусово Шатковского района, в 1926–1935 гг. служил попом в c. Алемаево Шатковского района. С 1917 года лишён прав гражданства, в 1930 г. за неуплату налога был конфискован дом. В 1931 году был приговорен Рамодановским народным судом к 1 году лишения свободы, срок отбыл. С 22.04.1937 года работал загружальщиком печей гипсом на Пешеланском алебастровом заводе. Жена сослана в 1930 г на 3 года «за необеспечение хлебозаготовок». Трое детей – сироты, жили по детским домам.
Фёдор Константинович арестован 23 августа 1937 года постановлением особой «тройки» УНКВД по Горьковской области от 23 октября 1937 года. Владимирский Фёдор Константинович приговорен к расстрелу с конфискацией личного имущества за «контрреволюционную агитацию» на заводе.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в г. Горьком. Заключением прокурора Горьковской области от 26 октября 1989 года Владимирский Фёдор Константинович реабилитирован (ф. Р-2209, оп. 3, д. 18124).
Дети расстрелянного прадедушки выросли, самый младший из них, Николай Фёдорович Владимирский (1922 г. р.) – дедушка и прадедушка младших Владимирских.
Итак, география служения священников родов Владимирских, Барминских определена, сложился «пазл» истории одной нижегородской семьи, в ленте истории Нижегородского края одним «белым» пятном стало меньше.
Использованная литература и источники:
- Адрес-календарь Нижегородской епархии в память 900-летия Крещения Руси (сост. А. Снежницкий). Нижний Новгород, типография Губернского правления, 1888 г.
- Адрес-календари 1904, 1916 гг.
- Архивные справки из ЦАНО.
- Виноградов В. И. Священник Константин Иоаннович Владимирский. Нижний Новгород, 1898.
- Виноградова Т.П. Нижегородская интеллигенция. Вокруг Н.А. Добролюбова. Н. Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992.
- Виноградов В.И. Нижегородский иллюстрированный календарь на 1899 год.
- Драницин Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. Нижний Новгород, 1904.
- Клировые ведомости за 1838, 1916 гг. (Нижегородский гос. архив).
- Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, Нижегородская духовная семинария, 2010.
- Личные архивы Т. Панкратовой и Владимирского.
- Ревизские сказки за 1850 г.
- Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области, т.7. Нижний Новгород, 2005.
- Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области, т.2. Нижний Новгород, 2001.
Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.



