Встречи с фотографом Леонидом Гройсманом

14 ноября Курмышский краеведческий музей принимал в гостях замечательного нижегородского фотографа Леонида Гройсмана, с которым нашу команду связывает многолетняя дружба: один из циклов его фото-картин — «Курмыш: второе рождение» — украшает стены нашего выставочного зала.

Справка:
Леонид Гройсман родился и живет в Нижнем Новгороде. Он — автор 17 персональных выставок в музеях и выставочных центрах Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов, а также двух фотоальбомов. Циклы его работ: «В стороне от суеты. Нижегородские сельские храмы» (2005–2012, совместно с М. Храповицким), «Соловки — место предчувствия» и «Братья» (2011–2019), «Поморский дневник» (2011–2023). С 2023 года художник работает над новым циклом — «Портрет русского солдата».


В 13:00 мастер встретился с курмышскими школьниками и провёл практическое занятие по основам художественной фотографии.

На занятие с мастером пришли старшеклассники: музейный конференц-зал был заполнен до отказа.
Леонид Яковлевич рассказал о значении и природе художественного образа в фотоискусстве и отличии художественной фотографии от документальной, о роли света и тени в создании образа и о законах построения кадра. Ребята не только открыли для себя значение самого слова «фотография» (в переводе с греческого – «светопись»), но и вслед за мастером попробовали создать эту светопись в кадре: исследовали, как меняется образ в зависимости от источника света, узнали о контровом, направленном и рассеянном типах света, наблюдая волшебные превращения предметов, освещённых разными способами. Ребята узнали о секретах и магии фотографии – как придать предмету объём, как сфокусировать кадр на нужных деталях, как подчеркнуть цвет, фактуру и форму объекта, как создать глубину художественного образа и воплотить неуловимое: мысль, чувство, атмосферу, ощущение, впечатление. Перемещая и добавляя источники света, экспериментировали с образами, учились фотографировать в жанрах натюрморта и портрета.
Для натюрморта качестве объектов выбирали разные предметы из нашей музейный коллекции: фотографировали кувшин с сухоцветами, бутыль из тёмного стекла, учась воплощать в кадре не только её фактуру, цвет и форму, но и содержимое, а потом создали более сложную композицию со старинной книгой, часами, очками и глиняным горшком.
Оказалось, волшебство можно сотворить даже с помощью самого простого мобильника, если знать несколько секретных законов и хитростей, которыми с ребятами поделился Леонид Яковлевич.
Вторая часть занятия была посвящена портрету – моделями стали сами участники: по очереди позировали друг другу и под руководством мастера создали целую галерею фото-шедевров.
Благодарим прекрасного наставника за науку и возможность прикоснуться к чуду. В эпоху мобильных телефонов и соцсетей, когда в Интернет-пространство ежедневно выплёскивается поток снимков, чаще всего сделанных наспех, автоматическим нажатием кнопочки мобильника, фотография перестаёт быть искусством, утрачивая те волшебные свойства, которыми обладают художественные фотопроизведения. Вчерашняя встреча заставила задуматься об основах фотоискусства и изменить отношение к самому процессу фотографирования, подарив новую оптику, глубину и вдохновение.

 

В 17:00 в музее прошёл творческий вечер Леонида Гройсмана, где мастер предложил к просмотру три авторских фотофильма:
«Портрет Русского Солдата»,
«Братья»,
«Поморский дневник».

«ПОРТРЕТ РУССКОГО СОЛДАТА» — часть одноимённого цикла работ, созданных фотографом в зоне проведения специальной военной операции.
«Эта съёмка отличается от работы военкоров. К моему приезду никто ничего не готовит. Мы просто приезжаем и живём вместе с ребятами, работаем на месте, разделяя и кров, и хлеб. Меня перестают замечать с фотоаппаратом. И к этому — и с человеческой, и с фотографической точки зрения — они относятся с доверием, по-братски, искренне, по-настоящему. Цель этих съемок – создать собирательный портрет нашего солдата, показать людей самых разных судеб, возрастов и военных профессий. Среди них – бойцы штурмовых отрядов “Шторм”, разведчики, БПЛАшники, водители, техники, артиллеристы, ну и конечно, медики и бойцы в госпиталях. Прежде всего, это портреты, снятые в реальной обстановке. Я стараюсь использовать художественные средства фотографии везде, где это возможно. На фронте условия часто не позволяют фотографу снимать окружающие детали по соображениям безопасности, поэтому многие кадры достаточно просты по композиции и выразительным средствам, что дает возможность пристальнее вглядеться в лица и глаза героев этих съемок», — поделился Леонид Гройсман.

Цикл «БРАТЬЯ» рассказывает о жизни Свято-Троицкого скита Соловецкого монастыря на небольшом уединенном острове Анзер в Белом море. Здесь расположен скит, основанный в начале ХVII века преподобным Елеазаром Анзерским. Леонид Гройсман впервые оказался там в 2011 году и с тех пор бывает на острове Анзер постоянно. В этом месте он соприкоснулся со скитской жизнью, участвуя в ней наравне с насельниками.

Цикл «ПОМОРСКИЙ ДНЕВНИК» посвящён Русскому Северу, Белому морю, впадающим в него рекам Мезень и Онега, где автор побывал в разные годы.

 

 

 

Феноменальный эффект восприятия создаёт выбранный Леонидом Яковлевичем жанр – демонстрация фотографий в виде фильмов на большом экране, в специально подобранном звуковом сопровождении. Другие форматы – показ отдельных фотографий или самих фильмов для просмотра в телефоне или даже в компьютере – создают совсем другой эффект, лишая произведения той глубины и силы воздействия, которые присущи выбранному мастером жанру.

Нам повезло больше других: приобщились к прекрасному в живом исполнении.

Низкий поклон Художнику.


Мероприятия проходят в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

http://фондкультурныхинициатив.рф/

#фондкультурныхинициатив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *