Татарские страницы в истории курмышской земли

Хусяин Аймалетдинов (Нижегородская область). Историк-краевед.

Доклад на Курмышских краеведческих чтениях

Татарские страницы в истории Курмышской земли невозможно раскрыть и описать без знания истории Окско-Волго-Сурского междуречья.

Часть населения нижегородской земли составляют татары-мишари. Формирование татар-мишарей началось не позднее X-XI веков. В формировании этнического ядра мишарей участвовали такие тюркоязычные племена как буртасы, кипчаки (половцы), булгары, можары. Говоря о новых тюркоязычных включениях на Мещере, необходимо подчеркнуть, что означенные племена жили здесь ещё до включения этих земель в состав Золотой Орды. ДНК-исследования показали, что эти включения минимальны. В истории Нижегородчины зафиксированы следующие группы татар-мишарей: арзамасские, алатырские (сергачские), курмышские (спасские).

Для того, чтобы представить средневековую историю нашего края, необходимо уяснить два вопроса: где проходила западная граница Волжско-Камской Булгарии и где проходила западная граница Казанского ханства?

Для ответа на первый вопрос обратимся к книге Леонида Михайловича Каптерева «Нижегородское Поволжье X–XVI веков», где автор пишет: «Государство волжских булгар занимало огромное пространство – от Оки до «Каменного пояса» (Уральский хребет) с запада на восток и от рек Вятки и Средней Камы до Жигулей и истоков Дона – с севера на юг. На исторической сцене Булгарское государство появилось в VIII веке н.э. и существовало до средины XIII века <…>. По рекам Волжско-Камского бассейна были расположены многочисленные и многолюдные булгарские города  <…>.  На Волге, при впадении в нее реки Сундовика (там находится теперь Лысково) был городок Сундавит»[1].

В энциклопедическом словаре «Ислам на Нижегородчине написано: «В то время вся местность, занимаемая Низовской землей, ныне Нижегородской губернией, входила в состав болгарского царства» (Милотворский И.А.); на месте Балахны «был большой торговый город Булгарский» (А. Мельников).               Е. Арсюхин считает, что булгарская крепость находилась на месте Городца.  «Судя по сообщениям В. Н. Татищева, в устье Оки существовал булгарский населённый пункт, на месте которого владимирский великий князь Юрий Всеволодович в 1221 г. основал Нижний Новгород.  В конце XII – начале XIII вв. натиск Владимирского княжества на В. Б. усиливается настолько, что многие западные земли этого мусульманского государства оказываются завоёванными»[2].

Что касается определения западной границы Казанского ханства, то интересны выводы книги «Эпоха татарских князей в Мещере (XV–XVII века)»: «До середины XVI века территории будущего Алатырского уезда и восточная часть  будущего Арзамасского уезда, скорее всего, являлись частью Казанского ханства и окончательно вошли в состав Московского государства после захвата Казани в 1552 г.»[3]. В подтверждение этого приводятся следующие доводы: «В писцовой книге Алатырского уезда татарским и буртасским и мордовским вотчинам бортным ухожаям, Д. Пушечникова и А. Костяева 1624-1626 гг. встречаются указания, что некоторые из них были куплены до «Казансково взятья»; что среди ясаков, которые выплачивала мордва, несколько раз попадается название «казанский ясак»; <…> встречаются вотчины, владельцами которых указаны казанские татары  <…>.  В документах по организации сторожевой службы 1577-1578 гг. специально оговаривалось, что сторожи Алатыря числились в Приказе Казанского дворца, тогда как сторожи из Кадома и Темникова в Приказе Мещерского дворца <…>. В духовном завещании царя Ивана Грозного, окончательно составленного в 1572 г., в отличие от духовного завещания Ивана III 1504 г., появляется ещё одна группа мордовских князей на Алатыре: «Даю город Курмыш, да город  Алатор на Алаторе, с волостми и со всеми пошлинами, и князи мордовския с их вотчинами», в завещании появляется добавление о мурзах, владельцах сёл в Нижегородском уезде: «которые  села в Нижнем Новегороде и на Балахне, и за мурзами, и за князьми, и за кем ни буди, то все сыну моему Ивану»[4].

О Золотой Орде и её влиянии на развитие территории современной Нижегородчины

Во время Золотой Орды Нижний Новгород превратился в третий по значимости центр северо-восточных русских земель после Москвы и Твери. Большие торговые связи с Золотой Ордой способствовали быстрому развитию Нижегородско-Суздальского княжества. Есть предположения, что Нижегородское княжество раньше Московского начало чеканить свои монеты. В период Золотой Орды Нижегородское княжество с 1340 по 1392 гг. выступает в качестве самостоятельного государства. Нижегородское княжество усилилось настолько, что стало соперником даже Московскому княжеству. Есть версии о существовании во время Золотой Орды в конце XIV века монетного двора в Курмыше. Южная часть современной Нижегородчины входила в состав Мещерского Юрта Золотой Орды.

                О Нижегородском княжестве и курмышской земле

Нижегородское княжество образовалось в 1340 году при отделении от Владимирского княжества. Внук Андрея Ярославовича, Константин Васильевич – первый нижегородский Великий князь. Границами Нижегородского великого княжества были на западе реки Ока, Клязьма и Теза, на востоке – Сура до рек Киши и Алгаша, на юге – Пьяна, Теша и Вад, на севере – линия, пересекавшая нижние течения Унжи, Ветлуги и Керженца.  В 1372 году князь Борис Константинович построил на границе своего удела, при впадении Курмышки в Суру, укрепленный город Курмыш.

Здесь необходимо дать некоторые пояснения. В татарском языке есть слово «куремеш», что означает смотровое место. То есть высокое, удобное место для контроля над окружающей местностью. Вполне вероятно, что до этого здесь было булгарское (татарское) поселение. Об этом топониме пишет в своей книге «Полумесяц над Волгой» Арсюхин Е. В: «Булгарские следы прослеживаются и в Балахне. Исследователь А. Орлов пишет, что еще в XI столетии на месте Балахны существовал булгарский посёлок, а рядом с ним – крупная ярмарка <…>. В окрестностях Балахны, – пишет г-н Орлов, – есть три селения с названием «Курмыш», что значит «приграничная застава». Балахнинские «курмыши» – часть гигантского полукольца аналогичных топонимов, которые, видимо, маркировали границу между Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью по состоянию на XII век. Это полукольцо располагается на левом берегу Оки (А. Орлов пишет, что только в пределах Владимирской губернии было 6 «курмышей»), а на юге заканчивается у Елатьмы в Тамбовской губернии».[5]

В 1389 году Борис Константинович в третий раз получил у хана Тохтамыша ярлык на Нижегородское княжество. Но княжить ему пришлось недолго. В июле 1392 года Василий Дмитриевич, Великий князь соперничающего Московского княжества отправился в Орду с многими дарами и золотом. Вот что пишет об этом А. В. Экземплярский в своей книге «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг.»: «Теперь Тохтамыш, по совету приближённых своих, не постеснялся признать Василия наследственным государем Нижегородского княжества; мало того, Василий получил еще Городец, Мещеру, Тарусу и Муром».[6] Это было  концом самостоятельности Нижегородского княжества. Однако в 1437 году в границах Московского и Нижегородских княжеств появляется Улу Мухаммед (хан Золотой Орды в 1422 – 1437 гг.), который в 1439 году берёт приступом Нижний Новгород. В 1442 г. хан выдал ярлык на Нижегородское княжество Даниилу Борисовичу, таким образом восстановив его независимость. Улу Мухаммед укрепился в Нижнем Новгороде. В июле 1445 г. в Суздальском сражении попадает в плен потерпевший поражение Московский Великий князь Василий Васильевич (Тёмный). Сначала его привезли в Нижний Новгород, а затем в Курмыш. Отсюда он был освобождён за большой выкуп. Последствием стало основание Касимовского ханства на Оке.

По мнению С. Алишева, Улу Мухаммед скончался в Курмыше. Возникает вопрос, кто владел Курмышом в это время? Если верить исторической школе, согласно которой первые татарские поселения здесь появились не ранее XVII века (по архивным источникам), то непонятно, почему Улу Мухаммед отправляется со своим пленником в Курмыш, а не за Суру или Волгу? Здесь опять возникает вопрос о западных границах Казанского ханства, основанного Улу Мухаммедом в 1437 году. Приходится соглашаться с доводами из книги «Эпоха татарских князей в Мещере (XV-XVII века)»: «До середины XVI века территории будущего Алатырского уезда и восточная часть будущего Арзамасского уезда, скорее всего, являлись частью Казанского ханства и окончательно вошли в состав Московского государства после захвата Казани в 1552 г.». По мнению Е. Арсюхина, земли вокруг Сундовика и Лыскова подчинялись Нижнему Новгороду, а затем, чисто номинально – Москве; район Курмыша же после ослабления Нижегородского княжества и вовсе был утрачен Русью и возвращён лишь после завоевания Казанского ханства.

Об этом времени в книге С. А. Кузнецова «Курмышский летописец» написано: «По-видимому, нижегородский край после всех описываемых событий находился в таком глубоком экономическом и социальном кризисе, что после 1445 года летописи вообще не упоминают о Курмыше. Странное молчание летописей дало некоторым исследователям основание считать, что и после возвращения Улу Мухаммеда в Казань Нижнее Посурье осталось оккупированным казанскими татарами, а русский город Курмыш на какое- то время оказался западным форпостом Казанского ханства в Посурье».[7]

В пользу этой трактовки событий говорит факт, что Иван Грозный предпринял свой поход на Казань в 1552 г. через алатырские места, т. е. в обход Курмыша, где проходила Старая Казанская дорога, но удобный переход через Суру надежно перекрывала застава Казанского ханства. В «Курмышском летописце» написано: «Если со стороны Дикого поля русскому войску удалось избежать нападения, то по пути к Суре случались локальные стычки с оседлыми татарами, которые, вероятно, ещё с XIV-XV веков заселили Запьянье и нижнее течение Алатыря».[8]

Необходимо обратить внимание, что Казанский поход Ивана Грозного в 1552 г. начался уже с Арзамасских мест. Это ещё раз подтверждает, что западная граница Казанского ханства проходила в районе Арзамаса, и уже здесь татары оказали сопротивление. Так, мы знаем, что ожесточённые сражения произошли в районе современного села Архангельское Шатковского района, далее – недалеко от села Ивково нынешнего Лукояновского района, а на Суре – около села Мурзицы нынешнего Сеченовского района.

О татарских местах на курмышской земле

Обратим внимание на многочисленные следы пребывания татар на курмышской земле ещё со времён раннего Средневековья. Установлено, что на месте Васильсурска стоял древний булгарский город. В округе реки Сундовит, недалеко от современного г. Лысково находился богатый булгарский город Сундовит. Здесь были и другие булгарские поселения, сохранившие названия Исады, Исламовка, Ташлыковка, Черемиска, Баранниково. Одним из булгарских торговых центров была Ожгибовка.

О булгарских потоках в пределы Нижегородчины подробно высказался современный исследователь – лингвист Н. Д. Русинов. А. Орлов пишет: «Он (Русинов) заметил, что потоков <…> было несколько. Первый из них – это не волжско-камские булгары, а булгары, поселившиеся здесь непосредственно из южных краев Приазовья и Подонья, где они обитали до переселения их в Среднее Поволжье и Подунавье. Это – останочные булгары, обычно называемые носителями салтово-маяцкой культуры, контактировавшие с северокавказскими маджарами. Эти южные булгары упоминаются в событиях XI – начала XIII вв. Так, булгары, обитающие в кадомских местах, упоминаются в 1183 и 1209 гг. в связи с попытками рязанских князей захватить мещерский город Кадом. Еще ранее в 1088 г. булгары захватывают Муром.

Другой поток булгаров в Нижегородское Поволжье происходит с Востока, с булгарских мест как в домонгольский период, так и после разгрома Волжско-Камской Булгарии войсками хана Батыя в 1236 г. Из тех же мест происходит поток беженцев в середине XV в., спровоцированный разгромом Биляра и других булгарских городов Тамерланом в 1392 г. и Фёдором Пестрым в 1431 г.».[9]

Последние образовали татарские селения к востоку от Арзамаса. По преданиям, первые поселенцы Татарского Маклакова вышли из лысковских и курмышских мест. Жители с. Анды считают себя выходцами из казанских мест.

В районе Лыскова сохранились следы пребывания кипчаков, одного из тюркских племен, участвовавших в этногенезе татар-мишарей.

О торговых связях татарского населения курмышских мест с Золотой Ордой и Булгарией свидетельствует клад золотоордынских монет, оставленный в Ожгибовке (1390 г.). По версии А. Орлова, первоначально село называлось «Маклаково» и до конца XVII века его население было преимущественно татарским. Известно, что на заключительном этапе подавления восстания Степана Разина в 1670 г. в этом селении были заживо сожжены сотни татар-повстанцев, бежавших из-под татарского селения Ключищи сегодняшнего Краснооктябрьского района. Сохранилось предание и о татарском селении Бортсурманы, основанном до возведения крепости Курмыш. На территории старой школы села существовало татарское кладбище. Об этом и сейчас помнят сегодняшние русские жители Бортсурман.

По нашему мнению, татарское происхождение имеют наименования населённых пунктов Курмыш, Деяново, Бортсурманы.

В ГАНО есть документы по истории татарского населения Нижегородской области.  В частности, есть дело о закрытии мечети в с. Курмыш в 1941 г. Возможно, закрыли церковь, которая стояла на месте мечети? На этом месте некогда располагался Троицкий монастырь, а потом в 1755 году построили Казанскую церковь. На кладбище рядом с церковью, на историческом стенде упомянуты фамилии похороненных жителей – Алмазов, Девлет-Кильдеева, – которые, возможно, имеют татарское происхождение. Вполне вероятно, что число похороненных в Курмыше жителей с татарскими фамилиями намного больше. Скорее всего, местное татарское население пережило процесс христианизации и обрусения. Этот процесс был широко распространен на Нижегородчине.

По мнению Д. Мухетдинова и Ф. Ахметгалина, основание Курмыша как населённого пункта связано с деятельностью золотоордынских ханов. В 2007 году археологической экспедицией под руководством Грибова Н. Н. и Ахметгалина Ф. А. здесь была обнаружена золотоордынские керамика, серебряные монеты, остатки чугунных котлов, бронзовые зеркальца. Всё это говорит о древности населённого пункта. Ясно, что для определения возраста Курмыша необходимо проводить археологические раскопки. Я думаю, мы узнаем много нового.  

Источники:

[1] Каптерев Л. М. Нижегородское Поволжье X–XVI веков. ОГИЗ, 1939. Горьковское издательство. С. 30, 31.

[2] Ислам на Нижегородчине // Энциклопедический словарь. Нижний Новгород, ИД «Медина», 2007. С. 30.

[3] Акчурин М., Ишеев М., Абдиев А. Эпоха татарских князей в Мещере (XV–XVII века). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021 г. – 316 с. Сс. 56, 57, 58.

[4] Там же.

[5] Арсюхин Е. В. Полумесяц над Волгой. Н. Новгрод: Изд. НИМ «Махинур», 2005. – 324 с.  Сс.  77, 78.

[6] Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. Санкт-Петербург, 1889.  Том I, с. 127.

[7] Кузнецов С. А. Курмышский летописец». – Нижний Новгород   2016 г. – 400 с. С. 57.

[8] Там же.

[9] Орлов А.М.  Нижегородские татары. Этнические корни и исторические судьбы (очерки). – Нижний Новгород. 2001. Сс. 39-40.


Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

http://фондкультурныхинициатив.рф/
#фондкультурныхинициатив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *