Татарские страницы в истории Болдинской земли

Фаузия Байрамова-Аймал. Член Союза писателей Республики Татарстан, кандидат исторических наук.

Доклад на Курмышских краеведческих чтениях

На юго-востоке Нижегородской области, там, где нынче компактно проживают татары-мишаре, и раньше жили их древние предки. Если у истоков этой тысячелетней истории стоят буртасы-мишаре, земли которых были в составе Волжско-Камской Булгарии, то позже эти земли стали неотъемлемой частью Золотой Орды, а затем и Казанского ханства. Помимо архивных документов, на это указывают рассеянные по всей Нижегородской области названия рек и деревень. Немало подобной топонимики и в Болдинском районе. Само название Болдино указывает на его татарское происхождение, о чём на просторах интернета немало информации, подтверждающей, что на этих землях жили татары и мордва.

Как пишет исследователь Вячеслав Никонов, «первые жители стали обустраиваться в Болдино в первой половине XVI века среди лиственных лесов по соседству с мордовскими и татарскими поселениями. Изначальное название селища – Ель Болдино, – вероятно, татарского происхождения. Впоследствии официальное название в результате сокращения стало Еболдино»[1].

О татарской этимологии названия села читаем и в Википедии: «Существует несколько версий происхождения современного названия села. Одна из версий приписывает названию татарское происхождение – Ель Болдино. Впоследствии в документах это название стало употребляться в сокращенном написании: Еболдино»[2].

Итак, первоначальное название Болдино – Еболдино (Елболдино). Поселение получило своё название вслед за её основателем – татарским мурзой Ябалдой (Ямбалдой).

Из исторических источников мы узнаём, что село это большое, в нём был даже базар. До 1612 г. оно называлось Елболдино, а после 1619 г. – Болдино, связанным с родом Пушкиных. Пишут также, что деревня Болдино располагалась на берегах рек Азанка и Ямали: «В областном архиве хранится рукописная выписка из писцовой книги 1621–1623 годов Арзамасского уезда, среди селений которого значится и Большое Болдино: Село Болдино на речке на Азанке, что была деревня Забортники»[3].

Название реки Азанка говорит о том, что когда-то на её берегах жили татары-мусульмане. Соседняя деревня Кистенево, где жили крепостные крестьяне Пушкина, раньше называлась Тимяшево, что также указывает на её возможное татарское происхождение. Недалеко от Болдина раньше существовала деревня Адашево. По нашему мнению, название и этой деревни имеет тюркско-татарское происхождение: «Согласно Д.В. Цыганкину, топоним Адашево происходит от имени тюркского происхождения Адаш (Адаж), возникшего от апеллятива адаш – «»тёзка»»[4].

Итак, мы видим, что названия расположенных на берегах рек Азанка и Ямали села Болдино (Ябалда) и соседних с ней деревень Тимяшево–Кистенево и Адашево имеют татарское происхождение.

На то, что близлежащие земли раньше принадлежали татарам, также указывают записи «Писцовой Книги» от 1623–1626 гг.:

«№ 11. За Емяшем мурзою Болеевы[м] сыном Салтагозина в поместье жеребей в деревне Мангушеве. <…> Да за ними же поместье пустошь, что была Чептогозина на речке на Азани, пашни перелогом сорок четвертей да диково поля шездесят четвертей…»[5].

Из этого документа мы видим, что ещё в начале XVII века земли, на которых нынче находится село Болдино, принадлежали мурзе Ямашу (Емяшу) Вали (Боли) сыну Солтанхужи-Солтангази (Салтагази). Не исключено, что и само название Болдино как-то связано с именем хозяина этих земель «Емяш Боли».

Местные краеведы-историки указывают, что в начале XVIII века в округе жили 15 тысяч служилых татар, среди которых было 14 родов мурз. Самым древним из них считается род Салтагозиных (Солтанхузиных). Происхождение этого рода связывают также с сожженной в августе 1552 года Иваном Грозным деревней Мурзицы – Морзалар. Именно эти татарские мурзы Салтангозины и Мангушевы имели в Алатырском уезде, в том числе – и в Болдино, крупные земляные владения. По ряду причин эти мурзы перебираются сначала в деревню Старый Мочалей, а позже, в 1748 году, в Красный Яр. В 1780 году оставшиеся земли, что рядом с Болдино, были проданы деду поэта Александр Пушкина.

«В 1780-х годах Салтагозины из Красного Яра и Старого Мочалея продали свою земли недалеко от Болдино, пустошь Чаптозогина в междуречье Жемалейки и Азанки, деду поэта Александра Сергеевича Пушкина»[6].

Таким образом, ещё в 1585 году земли вокруг Болдина были подарены Иваном Грозным прадеду Пушкина, а татарские мурзы позже продали свои земли в округе этому же роду. По нашему мнению, татарские мурзы были вынуждены покинуть эти земли, желая избежать насильственного крещения, а пришедшие вместе с ними татары, были вынуждены осесть среди русских, перейти в христианство и обрусеть.

Доказательством этому являются старые карты, глядя на которые можно увидеть здесь много деревень с татарскими названиями. Например, на карте 1792 года здесь значатся такие деревни, как Малое (Новое) Ахматово, Кадырово, Юсупово, Большой Ахмат, Анас, Адаш, Тимяш, Шагай, Сакма, Сарга, Нугай. В то время это были уже русские православные деревни.  Названия деревень ещё сохранились, а жителей татар уже в это время не было. Такая же картина наблюдается сегодня и в деревнях Кудеярово, Старый Ахмат, Михалко–Майдан, Адашово, Апраксино, Яз, Кистенево Большеболдинского района, где названия деревень указывают на их татарское происхождение, хотя тут уже давно живут только русские.

По словам краеведа из Большеболдинского района Анатолия Пыхонина, раньше русских в этих краях не было, в основном они пришли вместе с Иваном Грозным, а до этого здесь жили лишь татары и мордва. «Родословная почти всех дворянских родов нашего края так или иначе связана с татарами», – говорит он. Да, это действительно так: Ахматовы, Беклимешевы, Мамаевы, Апраксины, Языковы, Аникеевы, Чебышевы, Кочуби. Все они имеют татарское происхождение, о чём говорят и хранимые в районном музее экспонаты.

Согласно информации музея, родословная Языковых берет начало в 1360 или 1387 году в Золотой Орде от Янгали мурзы Языка. Его сын Захарий Алексеевич после крещения получил фамилию Языков. По словам работников музея, из дворянского рода Ахматовых происходит мать Льва Гумилева, поэтесса Анна Ахматова. Из дворянского рода Беклимещевых происходит мать князя Дмитрия Пожарского – Ефросинья Фёдоровна и мать генерала–фельдмаршала Михаил Кутузова – Анна Илларионовна. Почти все русские дворяне, вышедшие из этих татарских родов, впоследствии управляли обрусевшими крепостными татарами в этих землях.

Сегодня в Болдинском районе татарских деревень нет. Татарское население давно обрусело. По этой причине очень сложно отыскать в архивах какие-либо документы, связанные с татарами этого края. Поэтому нас очень удивил документ от 1936 года, в котором говорится о ликвидации мечетей в Болдинском районе[7]. Сейчас ведутся работы по получению копий этих дел из государственного архива Нижнего Новгорода. Не исключено, что здесь речь идёт о ликвидации переделанной под церковь старой мечети.

Историю Болдинского района нужно рассматривать вместе с историей близлежащих округов. Например, в соседнем Лукояновском районе сегодня также нет ни одной татарской деревни, но в архивах хранятся документы о переселении местных татар в Оренбургскую губернию[8]. Таким образом, в начале XIX века татар переселяли отсюда в другие места, и причиной этого могла быть их религиозность. Да, те татары, которые хотели сохранить свою веру и культуру, были вынуждены покидать обжитые места, остальные обрусели, и других объяснений этому нет.

Сегодня в государственном архиве Нижнего Новгорода хранится около 941 дел, связанных с татарами, относящихся к XVII–XX вв., и невозможно дать ответ на многие эти вопросы, не изучив их. Отдельным энтузиастам не под силу проделать столь объёмную работу, а значит, к делу должны подключаться казанские институты и архивы.

Как мы видим, названия деревень и населённых пунктов сильно связаны с историческими событиями. Для того, чтобы уметь объяснять их происхождение, необходимо знать не только свой родной язык, но и языки народов, проживающих на этих территориях. К сожалению, многие молодые татарские краеведы, изучающие историю этого края, – русскоязычные, к тому же они плохо знают историю насильственного крещения. А ведь Иван Грозный шёл в свой последний поход именно через эти земли. И татары были с обеих сторон: и на стороне тех, кто шёл на Казань, и на стороне тех, кто им противостоял.

И эта сторона истории ещё очень мало изучена. Пусть же вместе нам будет легче пролить свет на тёмные места истории и преодолеть эти трудности!

Источники:

[1] «Болдинская осень» Проект Вячеслава Никонова «История Нижегородская» // https://nnovgorod800.russkiymir.ru/bboldino3

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Большое_Болдино

[3] Там же.

[4] К. Мотузов, публикация в соцсети «ВКонтакте» // https://vk.com/wall528379021_562

[5] Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть XVII века). – Саранск, 2017, стр. 32.

[6] Генеалогия Нижегородских Татар. История татарского княжеского рода Салтагозиных-Мангушевых // https://vk.com/wall-158154801_24645. Дата обращения: 03.08.24

[7] Дело о ликвидации мечетей в деревнях Б. Болдинского района. 1936 г. ЦАНО, ф. 2626, оп.1, д. 3154, 3157, 3159.

[8] Дело о переселении татар из Лукояновского уезда в Оренбургскую губернию. 1813–1814 гг. ЦАНО. Ф. 2, оп. 4, д. 186 (оц), лл. 1-67; Прошения татар о переселении из Лукояновского уезда в Оренбургскую губернию и переписка по ним. 1813–1814 гг. Ф. 2, оп. 4, д. 186.


Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

http://фондкультурныхинициатив.рф/
#фондкультурныхинициатив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *