Святыни села Можаров Майдан Пильнинского муниципального округа

София Юргель, ученица 3 «А» класса Пильнинской средней школы «Содружество». Научный руководитель: Сулиманова Кяримя Ярулловна, руководитель кружка «Юный экскурсовод» МБОУ ПСШ «Содружество».

 

 

 «Благодать Родившегося от Меня  и Моя с сими иконами да будет»

Слова, которые, согласно преданию, произнесла Пресвятая Богородица, рассмотрев две иконы, написанные святым апостолом, евангелистом Лукой.

 

В тихом уголке России, окружённом лесами и полями, в Пильнинском муниципальном округе располагается Можаров Майдан – село, пережившее века, кладезь легенд и преданий, дающий богатую почву для исследования топонимики и фольклора. В селе находится Свято-Димитриевский храм. Настоятель храма – протоиерей Иоанн Прошинский.

Ныне действующий храм в селе Можаров Майдан

Престолов в храме два: главный престол освящён во имя св. Димитрия Солунского, второй посвящён Тихвинской иконе Божией Матери. Отсюда и главные праздники села: 8 ноября – Память Димитрия Солунского, 9 июля – празднование Тихвинской иконы Божией Матери.

Старинный храм Можарова Майдана располагался на улице Пивовариха. На солнечной стороне напротив церкви стояли три дома, в которых жили священнослужители.  Храм был деревянный, вместительный, с большими куполами и множеством колоколов. Народу в Майдане жило много, восемнадцать улиц были заселены полностью, длина некоторых доходила до километра. В церковь ходили постоянно – как по воскресным дням, так и по будням.

Чертежи старинного Дмитриевского храма с. Можаров Майдан

 

Село Можаров Майдан располагалось на линии обороны Алатырь-Курмыш-Васильсурск. Через село проходила дорога, название которой сохранилось до сих пор – «Большая дорога». По ней шли тяжёлые обозы, ямские тройки и гнали арестованных до курмышской пристани.

Из воспоминаний старожилов села известно, что более двух веков назад по этому почтовому тракту греки везли икону Божией Матери. Путь их шёл на Курмыш. Они решили отдохнуть на краю села Можаров Майдан – тут бил родничок, росли вековые дубы, протекала речка Лелейка. Покормив тройку лошадей и отдохнув, они засобирались в путь. Запрягли лошадей в карету, а лошади – ни с места. Как они не бились, а кони не идут. Пошли греки в крайнюю избу – там жила семья деда Константина. Попросили лошадей у него. Запряг он своих лошадей, но и они идти не хотят. Заплакали греки: «Видно тебе, Царица Небесная, Матерь Божия, понравилось это село, этот родничок, и ты хочешь здесь остаться. Не оставляй нас сиротами». Сколько они не причитали, коней с места сдвинуть не смогли. Подошли двое майданских мужиков, на полотенца икону подняли и понесли в храм. Поставили икону в храме, отслужили молебен, обедню. Греки с плачем удалились, икона осталась в храме. Она была особенной – не написана, а изготовлена в скульптурном изображении: Богородица и Младенец – как живые. В большой глубокой раме, сидя по пояс, Богородица держала на коленях своего сына Иисуса в золотых сияющих венцах и золотых ризах.

После описанного события родничок забил в полную силу и превратился в мощный родник. Люди расчистили то место, поставили колодец, над колодцем соорудили навес, поместив на деревянной доске в железном окладе образ Тихвинской Божией Матери, написанный дьячком из майданской церкви.

Моя прапрабабушка, Первова Параскева Ивановна скончалась в возрасте 92 лет в 2001 году, она жила на улице Заречной всю жизнь, рядом со Святым колодцем. Она рассказывала своей внучке – моей бабушке Татьяне, что в детстве  они бегали всей улицей кормить арестантов, которым всегда устраивали большой привал около Святого колодца. Арестанты вставали на колени, плакали, молились иконе и окроплялись святой водой.

Прапрабабушка Параскева родилась в очень набожной семье. Закончила 4 класса церковно-приходской школы. Из её воспоминаний, которыми она делилась со своей внучкой Татьяной, известно, что её старшая сестра Мария Филянова 13-летней девочкой с двумя женщинами пешком отправилась в г. Киев, в Киево-Печерскую лавру. Как говорится в русской пословице: «Язык до Киева доведёт». И они дошли. Спрашивали людей, те указывали им правильный путь, пускали переночевать. Это было ещё до революции. Мария вернулась домой, полная впечатлений. Привезла из паломничества лубочные картинки. И мечтала когда-нибудь снова там побывать, но сбыться её мечтам было не суждено.

Каждый год на колодце служили молебен –  26 июня по старому стилю, 9 июля – по новому. Люди обливались водой с головы до ног, много было случаев исцеления больных.

В 1927 году прихожане Можарова Майдана пригласили в свой храм священника Вячеслава Леонтьева, 1900 года рождения, так как 70-летний настоятель Григорий Никольский, служивший до этого в храме, уже состарился и стал немощным. До отца Григория в церкви служил отец Дмитрий Березин.

В дни православных праздников нескончаемо шли люди к чудотворному образу Богоматери. После литургии отец Вячеслав служил молебен над одержимыми бесами, многие получали исцеление.                          Одной из исцелённых была Наталия Горбатая из села Княжиха. С 16 лет она страдала беснованием, но после молебна выздоровела и дожила в здравии до преклонных лет.

Священник никому не отказывал в просьбе помолиться или отслужить молебен, посещал дома прихожан, в каждом доме произносил проповедь. Власти запрещали отцу Вячеславу проповедовать, угрожали ему, неоднократно арестовывали, штрафовали. В 1933 году отца Вячеслава арестовали и приговорили к трем годам заключения. Эти три года в храме служил отец Григорий. Его также вызывали в сельсовет и просили отказаться от веры, но он не поддавался, проявляя стойкость. От ареста отца Григория спас только преклонный возраст. Безбожники грозили и закрыть храм. После кончины отца Григория в село вернулся отец Вячеслав и прослужил год. Осенью 1937 года он снова был арестован и перевезён в город Сергач, где власти заставляли его отречься от Церкви и Бога. Он отказался и был казнён.

После ареста отца Вячеслава церковь была закрыта, колокола и купола с крестами сняты, храм осквернён. Большой колокол повесили на пожарную каланчу, а два маленьких увезли на ферму. Вскоре началась охота за цветным металлом, и колокола украли. Церковная утварь и иконы были вынесены в подвал. Храмовое здание отдали под школу, и в годы Великой Отечественной войны, когда в классах топить было нечем, школьников заставляли пилить и рубить иконы на дрова.

Из воспоминаний старожилов села:

«Ребятишки застыли у порога церкви. Иконы большие, красивые, в блестящих рамах. С них Божья Матерь смотрит грустными глазами, прижимая к себе Младенца.

– Больно красивые, жалко пилить-то, – говорят одни.

– А вдруг Боженька накажет? – шепчут другие.

Но ребятишкам сказано, значит надо. На улице около здания храма росла куча дров из икон. С поленьев глядели поверженные лики святых».

Во время разгрома церкви чудотворную икону спас верующий Пётр Варакин. Пётр родился в 1913 году. В раннем возрасте он лишился отца, и его взял на воспитание дядя – Михаил Ковалёв. Дядя был очень благочестивым человеком, который рано овдовел и дал обет всю оставшуюся жизнь посвятить служению Богу. Он научил Петра читать и петь по-церковнославянски. Детство и юность Петра прошли в Майданском храме, где он был певчим, перед чудотворным образом Божией Матери. Когда храм закрыли, Пётр каждый день приходил в него тайно и зажигал лампаду перед чудотворным образом. У него были вторые ключи от храма.

Безбожники вскоре заметили, что кто-то проникает в церковь и выследили Петра. Опасаясь, что святыня подвергнется поруганию, Пётр проник в церковь ночью и вынес чудотворную икону. Он увёз её в деревню Саранка и спрятал у благочестивых людей.  Однажды в этом доме ночевала скрывавшаяся от преследования девица Варвара Шулаева (память её как великой подвижницы чтят православные до сих пор). И был Варваре голос: «Зачем вы Меня здесь держите?». Варвара поняла, что в доме находится чудотворный образ, и Сама Пречистая не хочет, чтобы Её хранили тайно. Было решено перевезти икону в один из действующих храмов. Её закутали и повезли на подводе. Но на дорогах установили милицейские посты, проверяли все подводы, борясь с хищением зерна. Милиционеры обнаружили икону и хотели разбить её, но православные бросились защищать свою святыню. В ходе борьбы икону разломили на две части. Младенец с правой рукой Божией Матери остался у верующих, которые сумели убежать. Оставшуюся часть иконы Богородицы разбили в здании милиции села Пильны.

Как величайшую драгоценность, хранил Пётр оставшуюся часть образа, скрывая его от посторонних, он почти не выходил из дома. Вокруг – разорённые храмы, слезы крестьян, злоба людей, уничтожавших православную Русь. Как рай земной, вспоминалось теперь пение в храме, покой и мир в крестьянской душе.

На Петра донесла женщина, которая хотела выслужиться перед властями. Петра арестовали в 1942 году. На душе у него было легко и радостно. Лето. Окна в здании пильнинской милиции, где он находился в камере, были открыты, они выходили на многолюдную улицу. Пётр попросил спеть в последний раз, и ему разрешили. Он запел ирмосы канона Великой Субботы – «Волною морскою….». Дивное пение полилось из тюремной камеры, и проходящие мимо узнали голос Петра, останавливались и слушали. Слушали и милиционеры. Вскоре в составе штрафного батальона Петра отправили на передовую, и он сразу же был убит. Святыня, которую он так любовно берёг, сохранилась до сих пор. Младенец Христос переходил от одной жительницы к другой. Они обещали, что как только будет открыт новый храм, принесут его на постоянное «жительство». И вот, на Пасху 2005 года в новом Майданском храме состоялось первое богослужение. Последняя хранительница Богомладенца Раиса Жукова принесла его в новый храм.

Ежегодно в селе Можаров Майдан 9 июля совершается крестный ход от храма до Святого колодца, который расположен на северо-западной окраине села Можаров Майдан по правую сторону от Большой дороги.

Святой источник обустроен, над колодцем возведена надкладезная сень, рядом построена купальня. Установлен большой поклонный крест из нержавеющего металла.

         

На праздновании в честь Тихвинской иконы Божией Матери все православные верующие читают тропарь праздника. Им я и хочу закончить мою статью:

«Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождашагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная».

 


Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

http://фондкультурныхинициатив.рф/
#фондкультурныхинициатив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *