Адушева Елена (п. Пильна). Исследователь истории Курмышского уезда.
По следам Сары Великой
Одно из самых ранних летописных упоминаний о крепости Курмыш и её окрестностях относился к рубежу XIV-XV веков.
1408 г. остался в русской истории как год «Едигеевой рати».
По масштабу бедствий и разрушительным последствиям для русских земель это нападение Орды сравнимо с нашествием Батыя.
С 1407 по 1410 годы в Орде правит хан Пулат Султан. Не менее значимой политической фигурой на фоне всё чаще меняющих друг друга ханов был беклярбек (наместник хана), эмир, чингизит, Великий князь ордынский Идиге, или Едигей, как упоминают его русские летописи. Он талантливый политик, военноначальник, чьи военные успехи соплеменники сравнивали с победами самого Чингисхана.
Одновременно с ослабевающим влиянием Орды крепнет и расширяется за счет захвата и присоединения соседних уделов княжество Московское. Во главе княжества – сын Дмитрия Донского, Великий князь Василий Дмитриевич I.
Василий Дмитриевич упорно старается заполучить ярлык на Нижегородский стол. Князь Суздальско-Нижегородский Борис Константинович со своей небольшой ратью не мог противостоять натиску Москвы. В 1393(4) году Борис Константинович был отправлен в ссылку и вскоре там умер. Желанный ярлык на правление Нижним Новгородом перешел к князю Василию Дмитриевичу Московскому.
Нижегородские княжичи Даниил и Иван Борисовичи до 1425 года предпринимали попытки вернуть себе отцовский удел. Во время военных неудач крепость Курмыш не раз служила для опальных князей последним рубежом и прибежищем. Словно предвидя грядущие беды, князь Борис Константинович поставил феодальную крепость Курмыш на самой границе русских земель, где влияние московского князя было весьма ограничено.
Между тем место для постройки крепости Курмыш было выбрано совсем не случайно. Определил выбор не только удачный для крепости рельеф с отвесным свалом холма вдоль берега Суры. Определяющим при выборе места оказалось назначение самой крепости. Она должна была служить форпостом, защитой от внезапных грабительских набегов. Но не для Нижнего Новгорода в 150 верстах пути от крепости, а для большого неукрепленного города рядом с Курмышом.
Следы этого поселения были обнаружены и исследованы археологическими экспедициями нижегородского университета в 2006 – 2009 гг. под руководством кандидата исторических наук Н.Н. Грибова. Поселению присвоено условное название «Курмыш-4».
По оценке учёных, площадь неукреплённого поселения составляла порядка 18,5 гектар, что сопоставимо с размерами средних булгарских и ордынских городов (Нижний Новгород того периода занимал площадь около 20 га.). Безымянный город лежал на пересечении древних сухопутных и водных путей, соединяющих булгарские и ордынские города с русскими землями. Обнаруженные учёными предметы характерны для финно-угорской, русской, тюркской культур. Полиэтническое (многонациональное) население города занималось торговлей и ремёслами. Крупный пограничный город был экономически важен для нижегородского княжества и нуждался в защите, а город обеспечивал необходимым охранявшую его крепость.
Внутренние проблемы разрушали Великую Орду изнутри. Московский князь Василий Дмитриевич стал чувствовать себя все более независимо от царя и позволять себе вольности в отношениях с Ордой.
Наместник великого хана, беклярбек Идиге (Едигей), в своём послании московскому князю позднее писал:
«Тимур-Кутлуй сел на царство, а ты как улусу государем учинился, с тех пор у царя в Орде не бывал, царя своими глазами не видел. Ни сына, ни брата, ни бояр не присылал. Потом Шадибек восемь лет царствовал, и к нему же ты никого из послов не отсылал. А теперь царь Булат-Салтан сел на царствие и уж 3-й год царствует, и к нему ты не бывал… А над послами и купцами нашими насмехаешься… И знаем, что взымаешь ты с своих улусов по рублю с двух сох. И то серебро куда девается? Кабы правил ты исправно, так бы напасти улусу не учинилось, и христиане бы не погибли».
В ноябре 1408 года темник Едигей повёл многотысячное ордынское войско на Русь, дабы взыскать с Москвы дань за 13 лет. 30 ноября началась трёхнедельная осада Москвы.
Одновременно с главным войском Едигея на Русь двинулся второй, восточный отряд, собранный в булгарском и мордовском улусах. Тверская летопись говорит: «А иний царевич прииди к Новгороду к Нижнему, и сним мнози Татарове, и Болгарская земли сила, и Мордва. Взявша Новгород Нижний и пожогша весь. Монастыри и святыя церкви все-то огневи предаша. А люди старыя и сущие младенцы посекоша. А молодые в полон поведоша».
Оттуда окаянные сыроядцы пошли на Городок. И Городок взяв, пожгли его огнем. «А люди бежали кто – куда. Татары же окаянные всеми путями гнались им вслед, секуща людей ако траву».
От Городца восточный отряд двинулся вверх по Волге, разоряя её по обеим сторонам, намереваясь идти до Костромы, где укрывался князь Василий с семьёй. Так, воюя по обеим берегам Волги, дошли татары до Белогорода, где настигла их весть от Едигея.
В Орде назревала очередная смута, хан Булат-Салтан приказал войску спешно возвращаться в Сарай. Едигей, будучи очень неглупым человеком, снимая осаду, сумел взять с Москвы огромный выкуп в 3000 серебром и увёл в Орду множество русских пленников из разорённых за три недели осады окрестных городов.
Ордынское войско
Для «Иного» же Царевича, как его именует летопись, и его отряда добыча от разграбления Нижнего и Городца показалась до обидного мала. Цель военного похода, смысл которого сводился к грабежам и захвату пленников, не оправдалась. Получив приказ о возвращении, раздосадованный неудачей отряд выбирал для возвращения заведомо более населённый маршрут.
«Пошли, окаянные, обратно к Городцу и НовуГороду, воюючи и секучи остатки людей. И пошли от Новогорода воюя Уяды и Березово Поле. Шли по полям и по лесам, разыскивая людей, и много людей по лесам посекли». «И от толе пойдоша к Суре. Начаша Суру воевати Курмыш пожогша и Сару Великую пожогша. И епископы все избиша и оные огнем скончашася. А люди все посекоша, а иные огнем скончашеся. А град весь сожогша, и место града того, Сары Великая, разориша. И монастыри пожогша. Погосты и села повоеваша и все огневи предаша, полон акы скот погнавша в свою землю. Молодые черницы и черноризици всё обнажено, всё поругано».
И был это месяц декабрь, отмеченный в летописях того года особо лютыми морозами, что ещё более усугубило несчастье людей на разорённых землях.
Маршрут ордынского войска в походе 1408 г. в Присурье
Такая трагическая страница местной истории.
Если с Курмышом всё понятно, то возникает вопрос, что же за город погиб вместе с охранявшей его крепостью?
На мой взгляд, ответ лежит в самом тексте. Выражение «Начаша Суру воевати Курмыш пожогша и Сару Великую пожогша» можно вполне рассматривать как указание на конкретное место событий.
Но учёные-историки отвели для Великой Сары другое место на географической карте. Хотя и в этом их мнения расходятся. Одни отсылают Сару в нынешнюю Пензенскую область, другие – в Ульяновскую. Хотя сложно представить, какое отношение имеют эти регионы к средневековому Нижегородскому княжеству. Общее у этих географических точек – река Сура, на берега которой их пытаются поместить.
А, может, Сара Великая была совсем рядом с Курмышом?
Обращает на себя внимание, что текст летописи по отдельности описывает гибель Нижнего и Городца, хотя деяния «окаянных» повторяются практически в точности, а расстояния между городами куда меньше, чем между Курмышом и предполагаемой Сарой где-то в Пензенской области.
Однако гибель Курмыша и Сары Великой описана в летописи как единое событие.
Если «Курмыш-4» не есть Сара Великая, то как объяснить, что гибель населённого города осталась «за кадром», не удостоившись упоминания летописцев?
Может, город перестал существовать еще до событий 1408 года или вообще до возникновения крепости Курмыш? Пожары, эпидемии, разрушительные набеги инородцев и соплеменников случались нередко. Именно с эпидемией связано еще одно, более раннее упоминание некоей Сары, в границах Нижегородского княжества. В 1364 году «пришел мор силенъ великъ на люди въ Новегороде в Нижнемъ и на Уяды, и на Сару , и на Киши, и по странамъ, и по волостемъ».
Однако есть аргумент в пользу того, что город был современником Курмыша.
Историческая справка. Великий князь московский и владимирский Василий I Дмитриевич, получив желанный ярлык на Нижегородское княжение, начал чеканить в Нижнем Новгороде свою монету. У коллекционеров она получила название «Князь в лодке» и относится к категории редких, поскольку чеканка ее прекратилась в том же 1408 году вместе с гибелью монетного штемпеля и самого нижегородского монетного двора.
Случайная находка этой монеты в границах территории «Курмыш-4» подтверждает существование поселения до 1408 года включительно. У крупного города не было никаких шансов избежать участи соседнего Курмыша. Если отыскать следы средневековых Березового Поля (современное Березополье) и Уяды на карте, окажется, что ордынский отряд целенаправленно отклонился от маршрута своего возвращения в противоположную сторону, чтобы через Курмыш пройти до города и разграбить его.
«И город весь сожгли, и место города того разорили», – пишет летопись о гибели Сары Великой. Впрочем, то же самое можно сказать о множестве других поселений левобережного Присурья.
Как же сумел возродиться маленький Курмыш? Курмыш – это крепость с военным гарнизоном. Взамен истреблённого гарнизона прислали других ратников, крепостную городьбу восстановили, избы отстроили. Новый Курмыш поднялся буквально на пепелище прежней крепости или рядом с нею. Если князь Василий особой нужды в разрушенной крепости не имел, то для Даниила Борисовича, князя Нижегородского, крепость эта была стратегически необходима. Возможно, ему и обязан Курмыш своим вторым рождением.
И снова обратимся к языку. А что, собственно, означает «Великая Сара»? Какую смысловую нагрузку несет это название? Ответ я решила поискать в древнем языке народа, на исконных землях которого стоял этот город.
Присурье. Здесь тюркские, булгарские и русские племена заселяли древние, условно «мордовские» земли. К слову, у некоторых старожилов Курмыша место бывшего городища до сих пор, случайно или нет, носит название «мордовская деревня», хотя поселения мордвы давно переместились в Запьянье. Возможно, стоит поискать ответ в мордовском языке?
«Сара» – очень распространённый топоним в бассейне реки Суры. В нашем Пильнинском округе есть речушка Саранка, впадавшая некогда в Суру. Выше по Суре в бывшем Алатырском уезде (сейчас это Ульяновская область) течёт река Сара, есть сёла с названиями Сара и Засарье. «Сара» и «Сар» слышны во многих географических названиях (Саров, Саратов).
Но ответ подсказала именно река Саранка, на берегу которой стоит город Саранск, столица Мордовии. Гидронимы – древнейшие носители географических названий. В основе названия реки Саранка лежит древнее эрзянское слово «сара» – водная развилка, приток. Там же течёт река ИнСар – «большой приток».
Само название реки Сура могло звучать в древности как «Сара» со множеством малых притоков – «Саранок». Древний город на берегу великого Притока вполне мог носить одноименное с рекой название. Либо конкретно этот город Сара получил название «Великой» уже от русских колонистов за свой масштаб, в отличие от какой-то другой, меньшей по размеру Сары.
След Сары Великой затерялся на берегах Суры. Кануло в Лету название древнего города в окрестностях Курмыша. Возьму на себя смелость предположить, что две эти координаты – место и название города – пересекаются в одной точке на поле «Курмыш-4».
Возможно, у профессиональных историков моё предположение вызовет в лучшем случае улыбку. Но сколько раз случалось, что самые странные версии оказывались ближе всех к истине.
Надеюсь, что Великая Сара ещё напомнит нам о себе, привлечёт внимание профессиональных исследователей, а в истории Курмыша появятся новые страницы.
Источники:
- Послание Ордынского князя Едыгея к великому князю Василию Дмитриевичу Московскому // https://runivers.ru/gal/gallery-all.php?SECTION_ID=22225&ELEMENT_ID=625959.
- Полное собрание русских летописей. Том 15. Рогожский летописец. Тверской сборник. «Языки русской культуры» Москва, 2000.
- Грибов Н.Н., Ахметгалин Ф.А. Русско-болгарское пограничье на Волге в эпоху Золотой Орды (по материалам поселения Курмыш-4) // https://clk.li/JEeC
Курмышские краеведческие чтения прошли в рамках проекта «Семь веков курмышской истории: горизонты памяти», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.



