Александр Геннадьевич Баринов передал в дар музею два документа 1918 и 1943 гг.:
— письмо в Курмыш к некоей «Енятке», датированное 26 декабря 1918 г., от неизвестной, подписавшейся М.С.;
— открытку «Воин Красной Армии, спаси!» с письмом с фронта 7 февраля 1943 года от Ольгина А. М. к дочке Рае, отправленным полевой почтой на адрес Курмышской средней школы.
Две открытки 08.07.1907 и 11.01.1907 мы снова выловили на Интернет-аукционе «Мешок» и приобрели для музея.
Делюсь текстами писем, которые удалось расшифровать почти полностью.
ДОКУМЕНТ I (фото 1-3) (орфография и пунктуация подлинника сохранены):
«26 декабря 1918 г.
С Рождеством Христовым, дорогая Енятка! Крепко-крепко целую тебя и детишек. Открытку твою получили давненько, но ответить собралась только сегодня. Долго ты мне ничего не писала, я думала, уже тебя и живой то нет. А узнать было не у кого. Шутка ли, целое лето и осень не писала. Как то ты живешь. Служит ли муж? Ребятишки уже большие стали? И каков стал Курмыш? Мне нет нет да и захочется туда. Мы живем сносно пока еще […. нрзб.]. Наши в Княгинине и Наденька с ними. Ларенька у Зои в Тал[…. нрзб.]не. Верушкин муж скоро уедет по делам службы в Казань, так как постройку жел. дороги они закончили. Пробудет там несколько месяцев, а там поедут на новую постройку. И меня зовут с собой. Я попрежнему служу в Съезде, получаю теперь 500 слишком, только нечего купить на них. Какая жизнь трудная пришла. И будет ли она лучше?
Поздравляю тебя еще со днем Ангела, дай Бог тебе всего лучшаго.
Итак, ты хочешь исполнить мою просьбу относительно креста [???…нрзб.] еньке. Давно я об этом думаю к тебе сколько раз писала и жду не дождусь, когда будет поставлен крест. Милая, дорогая, похлопочи пожалуйста. Сделай ты мне эту радость, успокой ты меня, наконец! Но так как ты не пишешь, сколько тебе выслать денег, а я не знаю сколько и хочу, чтобы крест был как можно скорее, то решила выслать тебе 100 р. думаю, что хватит, а если не хватит, то напиши поскорее и я еще вышлю. Если же останется какой-нибудь остаток, то возьми его себе. На днях я вышлю деньги. Милая, пожалуйста, постарайся поскорее, мне так хочется, если бы ты знала!
Ору […. Юру?] у нас мобилизовали месяца два тому назад. Теперь он – красноармеец. Живет пока в Нижнем. Плохо им там. Голодают. Сюда приезжал на неделю, очень изменился, похудел, пожелтел. Слезы одни – смотреть на него. Как бы скоро на фронт не угнали. Храни его Господь! И Реальное не дали кончить, ему был еще год.
Ну, дорогая Енятка, крепко тебя целую. Исполни мою просьбу, пиши почаще. М. С.
Приписка:
Если увидишь Наташу и Груню, кланяйся им от меня».
ДОКУМЕНТ II, открытка «Воин Красной Армии, спаси!» (фото 3-4):
Куда: Горьковская обл., Курмышский р-н, средняя школа.
Кому: Ольгиной Рае
Обратный адрес:
Полевая почта 673, [нрзб.] 30. Ольгину А.М.
«Здравствуй, Рая!
Шлю привет, целую. Письмо твоё получил, очень рад за твои успехи в учёбе, прошу и в дальнейшем не сдавать темпов и подтягивать остальное. Мои успехи также хорошие, насмерть бьём [врагов], и они отступают. Ну, будь здорова. Пиши. Твой папа.
7/II – 43 г.
Приписка слева: Привет маме и Коле».
ДОКУМЕНТ III. Открытое письмо 08.05.1907. (фото 6-7):
Въ Г. Курмышъ Симбирской губернии.
Въ село Четаи. Е.В.Т. Серафиме Дмитриевне Макаровой.
«Воистину Воскресе!
Дорогие Симочка и Дмитрий Кирилловичъ. Спасибо за поздравление. Саша шлетъ Вамъ свой приветъ.
В. Перова».
ДОКУМЕНТ IV. Открытое письмо 11.1.1907. (фото 8-9):
Г. Курмыш. Симб.г.
ЕКб
Дмитрию Кирилловичу Г. Макарову с. Четаи.
С законным браком, Серафима Дмитриевна и Дмитрий Кириллович! Желаю в будущем всего наилучшаго и посылаю Вам «эмблему будущаго».
А. Оловянова».
#Курмышский_краеведческий_музей
БФ святого Алексия Бортсурманского