Строительная история Троицкой церкви в селе Ожгибовка Пильнинского района и дворяне Бобоедовы

Ольга Дёгтева                                                             

 Доклад на Курмышских краеведческих чтениях

Ольга Дёгтева (г. Нижний Новгород). Церковный историк, краевед, исследователь истории Нижегородской епархии.

 

В дореволюционный период село Ожгибовка относилось к обширному Сергачскому уезду Нижегородской губернии. В советский период, согласно новому административно-территориальному делению, начиная с 1929 года оно вошло в состав Пильнинского района. В составе же Нижегородской епархии до 1918 года Троицкий храм относился к I благочинию Сергачского округа.

Первые сведения об Ожгибовке при речке Мурлейка, являющейся притоком р. Анды, относятся к 1620-м годам XVII столетия, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах. До 1764 года эти земли вместе с соседним селом Столбищи находились во владении Нижегородского Благовещенского мужского монастыря, а потом перешли в ведение «Коллегии Экономии» (государству). На протяжении многих лет Ожгибовка в статусе приходской деревни относилось к приходу Преображенской церкви в селе Столбищи (первый деревянный храм здесь был выстроен в 1769 году).

Расположенные вблизи границы двух бывших губерний — Нижегородской и Симбирской — деревни Ожгибовка и Ощериха (Ащериха) начиная с XVIII столетия являлись вотчиной дворян Бобоедовых, которые имели здесь усадьбы, обширный парк и сад.

В так называемую «Родословную дворянскую книгу» по Нижегородской губернии были внесены сразу несколько семей из числа этих служивых дворян. Будущий храмоздатель Троицкого храма, титулярный советник Василий Петрович Бобоедов (17…? – 1824), на основании поданных им документов был признан в дворянском достоинстве в 1816 году.

Сохранились опубликованные воспоминания представителей этой дворянской семьи, в которых Ожгибовка упоминается как их родовая вотчина. В частности, говорится о ней в книге А. Н. Труворова «Былое из Пугачевщины. Посвящается потомкам Петра Михайловича Бобоедова».

В первых же строках этого издания, вышедшего в свет в 1870 году, сообщается: «Летом 1774 года, в то страшное для восточной окраины России время, в которое пугачевския шайки стали перебираться с луговой стороны Волги на нагорную, дворянин Нижегородской губернии Петр Михайлович Бобоедов, помещик деревни Ожгибовки, находящейся между городами Курмышом и Сергачом <…>, заблагоразсудил отправиться из Ожгибовки куда-либо подальше и от пути, по которому ожидали прохода бунтовщиков, и своих крепостных крестьян, для коих тогдашняя неурядица давала широкое поле необузданно своевольничать и над личностью и над имуществом своих помещиков. Приняв это намерение, Петр Михайлович забрал с собою всю семью, состоявшую из жены и малолетних сыновей: Василия, Ивана, Петра, Александра и Алексея, и отправился в село Букалеи, Княгининского уезда, к другу своему и куму Ивану Петровичу Пазухину».

Сообщается об Ожгибовке также и в воспоминаниях Бориса Владимировича Дмитриева (1874–1951), московского хирурга, который являлся внуком Н. В. Бобоедова (имение его находилось в деревне Ащериха) и правнуком П. Г. Бобоедова. «Из окна дома вдали за низиной видно было село Ожгибовка – тоже владение Бобоедовых, но других. В одной даче жила Пелагея Гавриловна (тетя Гига) и её сестра, в другой – Петр Гаврилович.

Усадьба Петра Гавриловича была больше и наряднее тетиной Гиги. Сам Петр Гаврилович – яркий тип помещика-бездельника <…>. В России он жил сравнительно мало. Большую часть времени проводил за границей (холодную часть года) на юге Франции, на островах Корсики, Сардинии, Малаге. Он не любил холод».

Желание построить в Ожгибовке приходскую каменную церковь принадлежало Василию Петровичу Бобоедову. Строил он её «собственным иждивением по собственному почину», или, как указывали впоследствии в Клировых церковных ведомостях, что построена церковь «тщанием покойного помещика».

Кто являлся автором первоначального проекта Троицкой церкви, установить по архивным документам не удалось. По своей планировочной структуре церковь эта крестообразная в плане, однокупольная, с прямоугольной небольшой трапезной частью, пристроенной с западной стороны и примыкающей уже к ней высокой трёхъярусной колокольней со шпилем.

Так называемое «черновое» строительство церкви завершилось в 1825 году, через год после кончины Василия Петровича. А её внутренняя отделка продолжалась ещё долгое время, уже на средства наследников Бобоедова – его детей: сына Гавриила и дочерей Пелагеи и Екатерины, которые проживали в родовом поместье.[1]

Официальное открытие Ожгибовского прихода состоялось только в декабре 1843 года, когда были приготовлены и освящены в храме придельные престолы в трапезной части: правый (южный) — во имя св. Василия Парийского, а левый (северный) — во имя св. муч. Софии и трех её дочерей Веры, Надежды и Любови. Такое наименование престолов было не случайным, а соответствовало тезоименитству членов большой семьи дворян Бобоедовых. Первым в церкви был освящен южный придел, а значительно позднее – уже северный.

В декабре 1846 года была составлена первая опись церковного имущества Троицкой церкви. Составителями её были настоятель храма священник Петр Покровский, диакон Иван Мокшанский, пономарь Павел Нильмский и церковный староста, крестьянин Иван Семенов Хитринов, которые поставили под этим документом свои подписи.

В описи приводится следующее описание: «Церковь каменная, настоящая холодная во имя Живоначальныя Троицы, с двумя по сторонам теплыми Приделами <…> окошек в Церкви и Приделах 13-ть с железными решетками и рамами со стеклами, в куполе окошек 12-ть с рамами и стеклами по высоте купола без решеток; дверей с Западной, Южной и Северной стороне троя деревянных с надлежащими укреплениями и замками и четверьми внутренними филенчатыми со стеклами. Церковь вся покрыта железом, и кровля выкрашены на масле зеленою краскою, на куполе одна глава в виде короны, литая из меди вызолоченная и местами посеребренная через огонь, между Церковью и колокольнею колоннада в виде коридора, покрыта тесом и выкрашена темно-зеленою на масле краскою…».

Приводится здесь и краткое описание храмовой колокольни: «…каменная о трех ярусах, покрыта железом и выкрашена одинаковою с Церковью краскою, шпиль обит жестью, глава и крест медные, посеребренные…». На колокольне тогда находилось семь колоколов, стоимость которых составляла 1152 руб. и 40 копеек серебром. Самый большой из них весил 51 пуд и 39 фунтов. При этом стоимость самой церкви без колокольни оценивалась в 7000 рублей серебром.

В этом же документе отмечается, что центральный храмовый иконостас для главного Троицкого придела на тот период времени был «приготовлен, но не поставлен». А столярные иконостасы в двух боковых приделах имели весьма богатое убранство и оценивались по 500 рублей серебром каждый из них.

Вот каким образом описывается иконостас в южном приделе в честь св. еп. Василия Парийского: «…столярной работы с приличною по местам резьбою и колоннами, выкрашен белым фейверсом под лак и шпаклёвку, резьба капители и базы колон позолочены на полимент, в иконостасе Царские врата лучшей столярной работы с сквозною резьбою вызолочены на полимент, с шестью в резных позолоченных клеймах написанными на белом железе образами четырех Евангелистов, Божией Матери и Архангела Гавриила, над оными в позолоченном сиянии Сошествие Святого Духа в виде голубя…».

Иконостас же в северном приделе в честь св. муч. Софии имел аналогичный облик: «…точно таковый же, что и в Южном Приделе и так же позолочен и покрашен, в нем Царские врата лучшей столярной работы с сквозною резьбою вызолоченные на полимент, с шестью в резных позолоченных клеймах, написанными на белом железе четырех образами Евангелистов, Божией Матери и Архангела Гавриила».

В Клировых ведомостях Троицкого храма, составленных в 1847 и 1849 годах, отмечалось, что главный престол в ней по-прежнему остаётся не освящённым. Только спустя десять лет, в 1859 году, состоялось освящение центрального алтаря. В чём именно была причина столь длительного периода, достоверно не известно, вероятней всего, произошло это потому, что наследница имения Пелагея Васильевна Бобоедова планировала перестроить и расширить храм. Взамен уже существующей узкой колоннады между храмом и колокольней, по проекту алатырского архитектора Абакумова Василия Панфиловича (работал в удельной конторе), предполагалось строительство новой трапезной части и колокольни. Данный проект был рассмотрен и одобрен в Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссии 5 июля 1855 года, которая  вынесла следующее решение: «…находит оный, как в частности, так и в общем виде, вполне удовлетворительным и цели своей соответствующим».

 

При этом заказчица проекта на нем указала: «Прошу дозволения пристроить к существующей каменной церкви трапезную и колокольню, в принадлежащем мне имении. Из дворян девица Пелагея Васильева дочь Бобоедова». Однако проект не был реализован, что подтверждается более поздними обмерными чертежами и фотографиями.

Бобоедов Гавриил Васильевич

После отмены крепостного права в 1862 году между бывшим владельцем Ожгибовки Гавриилом Васильевичем Бобоедовым и местными крестьянами была подписана так называемая «Уставная грамота» о выкупе последними земельных наделов.  Имение на тот момент было заложено, и поэтому помещик уступил крестьянам только четверть своей земли. По статистике на этот год, здесь проживало 167 крестьян и 20 крестьян при бобоедовской усадьбе.

В историческом очерке А.Н. Труворова «Былое из Пугачевщины» сообщается: «Сама же Ожгибовка и нравственно, и материально состоит такою же, какою была и при Пугачеве, так как уровень образования и благосостояния крестьян нимало не поднялся в течение целого столетия, и если бы Петру Михайловичу можно было взглянуть на свою Ожгибовку в 1870 году, то он нашел бы ее в том же самом виде…».  Далее, говоря о своих родственниках, автор пишет: «Разница есть только в том, что Ожгибовка уже не деревня, а село, и красуется теперь своею каменною церковью, построенной Василием Петровичем, а в настоящее время распространенною старшей дочерью его Пелагеею Васильевной Бобоедовой…».

Стоит отметить, что изначально отапливалась только небольшая трапезная часть храма, где совершались богослужения с осени до Св. Пасхи, а в дальнейшем ситуация кардинально поменялась. После 1900 года центральная часть Троицкой церкви с главным престолом становится теплой (отапливается), а трапезная часть с двумя приделами стала холодной — без отопления. Такое изменение, видимо, было связано с увеличением количества прихожан, которые просто уже не помещались во время богослужений в небольшой трапезной в холодное время года.

Согласно архивным документам, Ожгибовский приход был образован из трёх населенных пунктов: самого села Ожгибовка, деревни Лисья Поляна (которая территориально относилась к Васильсурскому уезду) и деревни Ощериха (относящейся к Курмышскому уезду соседней Симбирской губернии). По статистике, к примеру, на 1849 год здесь числилось 1236 прихожан, а в 1870 году – 1564 человека.

В дальнейшем, спустя годы, в деревне Лисья Поляна в 1897 году будет построен свой деревянный храм, освященный в честь святителей московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополита Московского.

С открытием нового прихода в Сергачском уезде церковный причт в Ожгибовке сначала был полным и состоял из трёх человек: священника, диакона и пономаря (псаломщика). А после реформы 1869 года здесь уже служили только священник и псаломщик. В 1885 году диаконская должность была вновь восстановлена.

Существовали в этом приходе традиционные крестные ходы, которые совершались в приходской деревне Лисья Поляна в переходящий праздник Неделя всех Святых, после Троицы, и в деревне Ощерихе – 23 июня (по ст. стилю), установленный в благодарность об избавлении крестьян от градобития.

Судя по церковным Клировым ведомостям, на протяжении XIX века не происходили какие-либо изменения в архитектурном облике Троицкой церкви или в её внутреннем убранстве. Пожертвования на украшение храма особо не поступали от прихожан, за исключением двух эпизодов, которые были зафиксированы в церковной летописи, когда крестьянин Иван Костин пожертвовал 500 рублей, а нижегородский мещанин Василий Петров – 100 рублей.

В 1904 году была составлена новая «Опись церковного имущества Троицкой церкви», о чём указано в Клировых ведомостях за 1911 и 1914 годы. Однако до наших дней этот документ не сохранился. В этом же 1904 году Ожгибовский приход посетил с проверкой епископ Балахнинский Исидор (Колоколов), викарий Нижегородской епархии.

Бобоедов Владимир Васильевич

Особенностью Троицкой церкви, судя по наличию в трапезной её части с правой стороны полуподвального помещения, являлось то, что здесь находился родовой склеп дворян Бобоедовых. Точный список погребённых в нем не известен. Согласно опубликованным материалам из «Русского провинциального некрополя» (собранным еще до революции великим князем Николаем Михайловичем Романовым), при Троицкой церкви были погребены: действительный статский советник Порфирий Григорьевич Бобоедов (1838–1905), его дед, строитель Ожгибовской церкви Василий Петрович Бобоедов, девица Екатерина Бобоедова (скончалась в 1863 году), а также отроки Василий и Надежда. Кроме того, у левого придела был погребён Владимир Васильевич Бобоедов (1787–1866), бывший нижегородский губернский предводитель дворянства.

 

Надгробные памятники вышеперечисленных Бобоедовых находились снаружи, а сами их останки, видимо, покоились в склепе. В советский период все эти погребения были осквернены и уничтожены, как и могилы местных священнослужителей, которые также находились на церковном погосте.

Среди архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Нижегородской губернии, весьма любопытной является переписка между Симбирской и Нижегородской духовными консисториями относительно внезапной кончины вдовы коллежского асессора Владимира Бобоедова — Олимпиады Михайловны. Умерла она скоропостижно 21 сентября 1868 года от апокалиптического удара. Проживала она в деревне Ащериха, которая относилась к приходу церкви в селе Пильна (Пиловальные заводы).

Дети же её обратились к настоятелю Троицкой церкви протоиерею Петру Покровскому с просьбой похоронить свою мать в Ожгибовке, где ранее был погребён их отец. Священник тут же прибыл в дом умершей, где вместе с другими ожгибовскими клириками совершал на протяжении трех дней панихиды и чтение Псалтыри. Однако, по законодательству того времени, тело умершего человека нельзя было переносить или перевозить не только из одной губернии в другую, но и из одного уезда в другой, без особого разрешения как гражданской власти, так и духовного начальства. Поэтому, узнав о кончине помещицы, в Ащериху прибыли в её дом и священнослужители из Пильны. Но сын почившей от их услуг отказался и обратился к становому приставу за советом. Последний же, руководствуясь законом, заявил, что тело умершей должно быть погребено именно в Пильне, что и было исполнено 24 сентября 1868 года.

Наследниками усадьбы в Ащерихе стали двое сыновей Олимпиады Михайловны. Старший — Александр Владимирович Бобоедов и незаконнорожденный — Александр Васильевич Подраменский.

На схематичном плане села Ожгибовка, составленном с натуры в 1899 году Сергачским земством, показаны его улицы, крестьянские усадьбы и две усадьбы господ Бобоедовых. Селение располагалось по сторонам двух больших оврага, по дну которых протекали два ручья или небольшие речки — Кувай и Бобровка. Искусственные плотины образовывали два больших пруда.

План-схема с. Ожгибовка_1899 год

Среди общественных построек тогда здесь находились дома священнослужителей, училище, пожарный сарай, церковь, два молотильных завода, кузница, крупо-терка, красильня, пять мельниц. Основным занятием населения было земледелие, всего насчитывалось 148 дворов.

***

После революционных событий 1917 года приход Троицкого храма в Ожгибовке просуществовал только двенадцать лет. 5 марта 1922 года было заключено типовое соглашение на право пользования верующими церковным зданием. Количество верующих на тот момент официально было зарегистрировано 605 человек.

В 1926 году в соответствии с обязательным постановлением Президиума Нижегородского губернского исполнительного комитета за № 39 от 11 августа 1924 года были выполнены фиксационные чертежи Троицкой церкви. Составил их некий В. Никольский. Чертежи эти отличаются схематичностью и некоторыми неточностями. Но в то же время на них показаны детали на фасадах, количество оконных и дверных проёмов, наличие сводов и, самое главное, утраченные ярусы колокольни, главка на куполе, планировочное решение и общие габариты храма.

 

Обмеры 1925 года. Храм в с. Ожгибовка

В январе 1930 года

 

местными властями решено было закрыть Троицкий храм. Многочисленные архивные документы дают наглядную и подробную информацию о тех мероприятиях и событиях по закрытию церкви, что, впрочем, носило в то время повсеместный характер.

Согласно официальному списку религиозных общин Пильнинского района, к 1930 году в Ожгибовке было зарегистрировано 640 членов общины, членов церковного совета – 30 человек и два служителя культа.

25 января 1930 года состоялось общее собрание граждан села Ожгибовка, на котором присутствовало 227 человек: они якобы единогласно проголосовали о закрытии церкви под клуб. На следующий день, 26 января, Президиум Столбищинского сельсовета это решение утвердил и передал на дальнейшее утверждение в Пильнинский райисполком.  А уже 28 января 1930 года райисполком вынес постановление о передаче сразу двух церковных зданий в Ожгибовке и Столбищах под культурное учреждение. Смета на переоборудование здания церкви под клуб-читальню в с. Ожгибовка оценивалась в 1291 рубль. Предполагались настилка новых полов, установка мебели (стулья в ряд), побелка и штукатурка стен, замена разбитых окон.

При рассмотрении этого вопроса в окружном исполкоме в г. Арзамасе с таким поспешным решением пильнинских властей закрыть сразу несколько храмов в районе тоже согласились. Решение было принято в тот же день, 28 января 1930 года. Однако верующие со своей стороны обратились с жалобами в различные инстанции, т. к. местная власть в данном вопросе не только нарушала законодательство (закон «О религиозных объединениях»), но и спровоцировала конфликт с местным населением.

В результате проверки и произведенного дознания было установлено, что вопрос о закрытии храма решался гражданами в количестве только 25% от всего населения, ключи у верующих были отобраны в тот же день, не дожидаясь утверждения данного факта вышестоящими органами власти. Помимо этого, был сфальсифицирован ряд фактов в представленных впоследствии документах. Как следствие всех этих нарушений, председатель Столбищенского сельсовета тов. Спиридонов был снят со своей должности, а представителю райисполкома тов. Ванькову был объявлен выговор.

5 марта 1930 года представитель Крайфинотдела произвел изъятие ценного храмового имущества, не дождавшись решения Крайисполкома и Президиума ВЦИК (Москва), куда обратились с жалобой верующие.

Во время разорения Троицкой церкви при снятии крестов и колоколов, толпа женщин выступила с протестом. За что впоследствии две местные жительницы были арестованы и отправлены в Пильну, а в дальнейшем осуждены Нарсудом. Имена этих крестьянок в документах не указаны.

8 мая 1930 года Пильнинский райисполком докладывал в Арзамасский окружной административный отдел о том, что закрытые «церкви Старинская, Столбищенская и Ожгибовская частично уже переоборудованы под клубы, как то: устройство радио-скамьи, сцены и т. д. (в каждой), на что уже затрачены средства до 1500 рублей…».

12 мая 1930 года в Ожгибовке состоялось повторное собрание местных жителей, на котором присутствовало 382 человека и где уже постановили предыдущее решение о закрытии церкви считать неправильным и отменить, просить сельсовет, райисполком и окружной исполком о скорейшем открытии церкви и вернуть все оставшиеся ценности и имущество верующим.

На следующий день, 13 мая 1930 года, была образована специальная комиссия, которая была направлена в Ожгибовку с целью выявления церковного имущества. В заключительном акте её было зафиксировано кощунственное разграбление всего храма: «В результате оказалось не колотых икон разного размера 9 икон, а остальные церковные принадлежности за исключением увезенных представителями Нижкрайисполкома и части иконостаса издевательски поколоты и разбиты, в безобразном виде валяются в алтаре на полу, часть обломков свалены в подпол церкви, престолы все ободраны и сломаны, кресты с церкви 4 сломаны и часть крыши на кумполах пробиты. Колокола с колокольни частью сняты…».

28 июня 1930 года состоялось рассмотрение жалобы граждан с. Столбищ, Старинского и Ожгибовки Пильнинского района «О возвращении закрытых церквей для молитвенных целей» в Арзамасском окружном исполкоме. После чего было вынесено следующее постановление: «…учитывая, что в с. Ожгибовка церковь переоборудована под клуб и передача здания бывшей церкви верующим лишит возможности разместить клуб в каком-либо другом здании, предложить РИКу поставить перед гражданам с. Ожгибовки вопрос – совершать свои религиозные обряды в одном из ближайших селений…».

Таким образом, несмотря на протест и жалобы со стороны местных жителей, Троицкий храм превратился в сельский клуб. Окончательно данный спорный вопрос был решен 1 ноября 1930 года на заседании секретариата Нижкрайисполкома, который вынес постановление: «Принимая во внимание, что о закрытии Ожгибовской церкви ходатайствуют трудящиеся в количестве около 150 человек, что в Ожгибовке ощущается острая нужда в зданиях для культурно-просветительных целей, что здание церкви переоборудовано уже под клуб и что верующие могут пользоваться зданием церкви в с. Андросове <…>; договор с обществом верующих на пользование зданием церкви в селе Ожгибовке Пильнинского района расторгнуть, церковь эту закрыть и использовать её для культурно-просветительских надобностей».

Как долго просуществовал в церкви сельский клуб, точно неизвестно, но, по словам местных жителей, здание в основном пустовало или использовалось под колхозный склад, а фактически пребывало в бесхозном состоянии, все более приходя в упадок.

Церковь с. Ожгибовка, фото 1981 года (из фондов АрхАДНО) .
Храм в с. Ожгибовка, 2020-е годы.

В 1989 году Троицкий храм был взят на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения ОКН (Решение Горьковского   облисполкома от 18.12.1989 № 471 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения»). В 2023 году по заказу Лысковской епархии был разработан проект его реставрации.

 

 

[1] Гавриил Васильевич Бобоедов (1796 – 1872) – полковник Кавалергардского полка (1829). Сын титулярного советника Василия Петровича Бобоедова (? – 1824) и Надежды Степановны, урожд. Стрелковой. Женат на Вере Михайловне, урожд. Бибиковой. Дети: Пелагея (1836 — ?); Пётр (1837 — ?); Порфирий (1838 — ?); Надежда (1847 — ?).


Архивные источники и литература:

  1. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 438 – План, фасад и разрез каменной церкви в селе Ожгибовке Сергачского уезда в имении госпожи Бобоедовой, 1855 год.
  2. ЦАНО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 136. Л. 1 – План села Ожгибовка Сергачского уезда, 1899 год.
  3. ЦАНО. Ф. 66. Оп. 16-б. Д. 2287 – Уставная грамота Нижегородской губернии Сергачского уезда села Ожгибовка, 1862 год.
  4. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 255 – Описи имущества церквей Сергачского уезда, 1846 год.
  5. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 173 – Клировые ведомости церквей Сергачского уезда за 1847 год.
  6. ЦАНО. Ф. 570. оп. 557. Д. 251 – Сведения и ведомости о церквях, их имуществе, клире и численности прихожан по селам Сергачского уезда за 1849 год.
  7. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 201 – Дело по сообщению Симбирской духовной консистории о скоропостижной смерти помещицы д. Ощерино Бобоедовой, 1868–1882 годы.
  8. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 177. Лл. 58об–59об.– Клировые ведомости церквей Сергачского уезда за 1850 год.
  9. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 94 – Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Сергачского уезда за 1870 год.
  10. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 60 – Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Сергачского уезда за 1876 год.
  11. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 136 – Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Сергачского уезда за 1900 год.
  12. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 128 – Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Сергачского уезда за 1911 год.
  13. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 98. Л. 139 – Клировые ведомости церквей 1-го благочиния Сергачского уезда за 1914 год.
  14. ЦАНО. Ф-р. 1679. Оп. 2. Д. 709 – План и фасад Троицкой церкви в селе Ожгибовка, 1925 год.
  15. ЦАНО. Ф-р. 2626. Оп. 2. Д. 280 – Дело о закрытии церкви в с. Ожгибовка Пильнинского района 1930–1931 гг.
  16. ГАНО (г. Арзамас) Ф-р. 481. Оп. 2. Д. 9 – Заявления религиозных обществ о проведении религиозных обрядов, 1929 – 1930 гг.
  17. ГАНО (г. Арзамас) Ф-р. 481. Оп. 2. Д. 39 – Протоколы заседаний Пильнинского районного совета депутатов, 1930 год.
  18. 1 Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Русина. / Сост. диакон А. Снежницкий – Н. Новгород, 1888. С. 714–715.
  19. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Изд. подгот. Д. Н. Шилов. – СПб., 2012. С. 564–565.
  20. Можаровский А. Приход села Столбищ и выделившийся из него Ожгибовский Сергачского уезда Нижегородской епархии // Нижегородские епархиальные ведомости. 1893, № 5 от 1 марта. Часть неоф. С. 131–133.
  21. Списки населенных мест Российской империи. Вып. 25: Нижегородская губерния (по сведениям 1859 года)/ обраб. Е. Огородниковым. 1863. С. 157.
  22. Список населенных мест Нижегородской губернии/ Стат. отд. Нижегор. губ. земской управы. – Н. Новгород, 1911. С. 174.
  23. Труворов А. Н. «Былое из Пугачевщины». Посвящается потомкам Петра Михайловича Бобоедова». – Санкт-Петербург, 1870.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:

ГархАДНО — Государственный архив Аудио-визуальной документации Нижегородской области.

ГАНО (г. Арзамас) — Государственный архив Нижегородской области.

ОКН — Объект культурного наследия.

ЦАНО — Центральный архив Нижегородской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *