Социально-экономическое положение Курмышского уезда в начале XX века и аграрная реформа П.А. Столыпина

С.А. Смирнов.

Доклад на Курмышских краеведческих чтениях.

Станислав Смирнов (г. Нижний Новгород). Историк, действительный член Историко-родословного общества, председатель Нижегородского исторического общества «Отчина».

                                            

В политический лексикон начала XX века, а затем и советскую историографию прочно вошло понятие «аграрное движение». Под ним подразумевались массовые выступления крестьян, особенно в 1905 и 1906 годы, с требованиями передачи им помещичьих земель, сложения повинностей и т.д. В качестве причин неизменно назывались социальное неравенство, классовый характер и произвол властей.

То, что в российском обществе было много социальных и экономических проблем, отрицать невозможно. Противоречия наблюдались и в аграрном секторе, не до конца изжившем черты прежнего крепостного уклада. Острой проблемой оставались малоземелье крестьянских хозяйств, обременительные условия аренды земельных угодий. В мае 1905 г. жандармский ротмистр И.В. Любимов, ответственный за Курмышский и Алатырский уезды, доносил начальству, что отдельные землевладельцы установили для сельских обществ слишком высокую арендную плату – 25 руб. за десятину хорошей яровой пашни и 16 руб. – худшей, что вызывает брожение в умах местных крестьян.

У катаклизма 1905 г. был комплекс причин, включая и имевшие место в стране объективные противоречия. Образованные слои населения добивались расширения гражданских и политических прав. Остро стояли рабочий и крестьянский, а также национальный вопросы. Всё это требовало от властей кропотливой работы по достижению баланса интересов разных слоев общества. И такая работа правительством велась. Однако крайние политические силы, спекулируя на несовершенстве экономических отношений и предлагая утопические проекты их переустройства, стремились к подрыву существующего строя. Война с Японией хоть и не сопровождалась непомерными тяготами и лишениями, но оказала на общество сильное психологическое воздействие. Поэтому активизация крайних партий, получившая толчок и мощную поддержку извне, приносила свои плоды. В стране забушевал кровавый мятеж.

Стремясь к умиротворению общества, правительство ускорило реформы. Манифестом 17 октября 1905 г. народу даровались широкие свободы: слова, печати, собраний. Был создан законодательный орган – Государственная дума, формируемая посредством всеобщих выборов. В царствование Николая II совершенствовалось фабричное законодательство, созданное его отцом. Наконец, огромное значение получила аграрная реформа, начатая по инициативе выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина, назначенного в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года – председателем Совета министров.

В начале XX века крестьянство испытывало острый недостаток земли. Малоземелье в совокупности с низкой культурой обработки наделов было главной причиной низкого уровня жизни русской деревни. Уже тогда левые круги в разрешении крестьянского вопроса делали акцент на конфискацию дворянских земель. Однако проблемы это не решало. В 1905 г. в 50 губерниях Европейской России насчитывалось 395 миллионов десятин земли, из них 139 миллионов принадлежало крестьянам, 53 миллиона – дворянскому сословию. Крупными землевладельцами были казна и Удельное ведомство (155 миллионов десятин), но большую часть их владений составляла не пашня, а тундры и леса, удобная же земля обоих ведомств была в основном роздана крестьянам еще в реформу 1861 г.

Помещичьи угодья быстро сокращались, переходя к другим сословиям, прежде всего крестьянам. Правительство стимулировало этот процесс через Крестьянский поземельный банк, льготные ссуды. Многие современники указывали, что делёж существовавших в России 130000 дворянских имений существенно не увеличит крестьянские наделы, зато лишит аграрный сектор множества высокопродуктивных хозяйств – крупных поставщиков хлеба на внутренний и внешний рынки.  Мол, дробление таких экономий, не решая проблемы малоземелья, не только обездолит их владельцев, но и нанесёт ущерб общим интересам народного хозяйства. Однако многие крестьяне, не имея ни малейшего понятия об аграрной статистике, ожидали от передела крупных даровых прирезок, а левые партии в сугубо политических целях такие настроения всячески разжигали.

Выход, несомненно, был в другом – в улучшении обработки земли, повышении урожайности. Главным тормозом в решении этой насущной задачи было общинное землевладение. После отмены крепостного права хозяевами земли стали сельские общества, уравниловка и регулярные переделы отбивали у земледельцев охоту к развитию хозяйств. Исходя из этого, правительство разработало ряд законов, главным из которых стал Указ от 9 ноября 1906 г. о праве выхода из общин и закреплении земли в личную собственность. Важное значение имело «Положение о землеустройстве» от 25 мая 1911 года, вводившее в практику пособия для крестьян-единоличников на развитие хозяйства или переселение.

Столыпинская аграрная реформа в корне меняла земельные отношения и условия труда землепашца. При этом, подчеркнём, выход из общин был добровольным. Крестьяне получали в собственность участки в форме отрубов или хуторов. Для переноса усадеб и их обустройство предоставлялись льготные ссуды и безвозмездные пособия. Поощрялась производственная и сбытовая кооперация. Кроме того, для борьбы с малоземельем было организовано переселение желающих на целинные земли Сибири. Расходы по перевозке и обустройству приняло на себя правительство.

Практическое осуществление реформы было возложено на губернскую и уездные землеустроительные комиссии. Под их руководством велось размежевание земель сельских обществ, закрепление наделов в частную собственность. Решения принимались сходами, а в случае их несогласия – земскими начальниками.

Важную роль в реформе играл Крестьянский поземельный банк. Через него крестьяне могли купить землю на средства банковской ссуды. В 1907 году Симбирским отделением банка был сформирован земельный фонд из 280000 десятин. Из них 58% составили угодья, приобретённые у дворян, и 42% – земли Удельного ведомства, переданные банку по высочайшему повелению от 12.08.1906 г. После этого началась продажа (ликвидация) банковских земель крестьянам. Она шла неравномерно. Поначалу крестьяне отнеслись к реформе с недоверием. В 1907 г. было продано 10000 десятин и только 8% от этого количества было куплено единоличниками, остальное приобрели сельские общества и товарищества. Но скоро положение изменилось. В следующие три года банковские земли покупали в основном крестьяне, вышедшие в хутора и отруба. В итоге 84% банковских земель было продано в единоличное владение. К 1911 г. на них было образовано 400 хуторов и 2400 отрубов.

Курмыш. Начало ХХ в.

В состав Курмышской землеустроительной комиссии вошли уездный предводитель дворянства, председатель земской управы, уездный член Окружного суда, земские начальники, управляющий Курмышским удельным имением, а также выборные от земства и волостей. Непременными членами комиссии, ведавшими всей текущей работой, в разные годы были Н.Я. Литвинов, В.А. Закревский, М.А. Иванов, секретарями – М.Н. Назаров, И.В. Дунаев.

Укрепление наделов в личную собственность шло медленно, но с нарастающим темпом по мере того, как смысл Указа от 9.11.1906 г. доходил до сознания крестьян. Подтверждением этому служит статистика ходатайств о выделе земли к одному месту. Если в 1908 г. в уездную комиссию поступило 246 таких обращений (из 11 селений), то год спустя за укреплением участков обратилось уже 845 домохозяев из 42 селений, в 1910 г. было зафиксировано 754 ходатайства из 51 селения.

Развёрстка на хутора и отруба шла медленней. В 1910 г. с такими прошениями обратилось 319 домохозяев из 5 селений, в 1911 г. – 76 из 4, в 1912 г. – 109 из 3. Разбор заявлений и подготовка проектов землеустройства занимали значительное время, но работа приносила плоды. Только в 1911 г. были оформлены выделы в отруба и на хутора 154 крестьянских хозяйств из 13 селений, площадь разверстанной земли составила 695 десятин.

К 1 января 1916 г. в уезде 4427 домохозяев укрепили в личную собственность свои наделы общей площадью 18236 десятин. Из них 975 домохозяев (из 73 обществ) выделили свои участки в отруба, их суммарная площадь составила 4791 десятину 198. Динамику роста числа отрубных хозяйств в Курмышском уезде показывает следующая таблица.

Годы Число селений Домохозяев Площадь (дес.)
1907-1913 51 750 3814
1914 9 48 256
1915 13 177 721
Всего к 1.01.1916 г. 73 975 4791

Что представляли собой отрубные и хуторские хозяйства?

В качестве примера покажем, как выглядело типовое единоличное хозяйство жителя села Алферьево Талызинской волости Николая Ивановича Милентьева, образованное после закрепления за ним земли в личную собственность по Указу от 9 ноября 1906 г. Его хутор, созданный в 1908 году, расположился на бывших землях помещика Кикина. Площадь участка насчитывала 16 десятин и 1277 квадратных саженей. Из них 22 сажени занимали дом и хозяйственные постройки, 300 саженей – огород, 15 десятин 2078 саженей – пашня, 1277 саженей – неудобья. Местоположение хутора было ровное, почва черноземная глубиной до 7 вершков. Для обводнения пашни служил пруд, для удобрения – навоз. Обработку земли вели три работника с использованием одной лошади, 2-лемешного плуга, бороны и мотыг. Жилищем для семьи землепашца служила изба с сенями, крытая тёсом. Хозяин применял трёхпольную систему земледелия с посевами ржи, овса, гречихи, конопли и картофеля. Из огородных растений высаживались огурцы, помидоры, лук, капуста, брюква, репа, редька, свёкла, морковь, бобы, горох, укроп, петрушка.

Образцы культур, выращенных Н.И. Мелентьевым, экспонировались на губернской выставке полеводства, садоводства, огородничества и цветоводства, организованной в Симбирске в 1910 г. Кроме него, в экспозиции раздела «Хуторское хозяйство» были выставлены продукты с полей и огородов хуторян Д.С. Сарина при с. Алферьево Талызинской волости, А.Ф. Найденова при с. Кочетовка Мурзицкой волости, Ф.С. Яргуткина, хутор при деревне Ильянкино Атаевской волости, Ильи Сидорова при дер. Пояндайкино той же волости и Гаврилы Игнатьева при селе Ходары одноименной волости.

Крестьянским хозяйствам, в том числе владельцам отрубов и хуторов, при участии земств и поддержке Крестьянского банка оказывалась помощь в деле переноса построек, мелиорации, огнестойкого строительства, приобретения инвентаря. В губернии такая помощь только в 1913 г. была оказана 575 подворьям на сумму 74819 руб. Для обеспечения инвентарем и машинами при содействии поземельного банка открывались сельскохозяйственные склады и прокатные станции. В Курмыше в 1910 г. годовой оборот земского склада достигал 25000 рублей. По губернии в целом в 1917 г. действовало 8 складов с 15 отделениями, 31 прокатная станция и 44 зерноочистительных пункта.

Большое значение имело распространение правильных агротехнических методов. С этой целью земства создавали опытные участки и станции. В Курмышском уезде еще в 1904 г. было устроено четыре опытных поля в имениях: Алексеевка А.П. Шипилова, Каменка А.В. Левашова, г.г. Пашковых в Верхнем Талызине, на поле священника села Алгаши Н.П. Раждаева. Исследования проводились также в имениях А.Я. Литвинова в Бортсурманах и С.А. Пантусова в Свинухе. На опытных полях при участии земского агронома Р.И. Каше-Згерского велись работы по подбору наиболее подходящих для местных почв кормовых культур, минеральных удобрений и проч.

В годы Столыпинской реформы значительно возросли ассигнования на открытие и содержание сельскохозяйственных школ разных типов, опытных станций, распространение среди земледельцев агрономических знаний.

В 1916 г. землевладение в Курмышском уезде слагалось из следующих частей (в десятинах).

  • Всей облагаемой земским сбором – 360528.
  • Крестьянской надельной – 148052.
  • Казённой – 102983.
  • Удельного ведомства – 6517.
  • Разной частновладельческой – 96536.

В том числе:

  • Сельских обществ – 6353.
  • Крестьянских товариществ – 10582.
  • Крестьян-единоличников – 32513.
  • Всей крестьянской земли – 197500 (55%).
  • Дворян – 42665 (12%).
  • Купцов и мещан – 2235.
  • Прочих сословий – 1664.
  • Церквей и монастырей – 353.
  • Города Курмыша – 1920.
  • Крестьянского поземельного банка – 4164.

В предшествующее революции десятилетие помещичье землевладение сократилось вдвое и быстро сходило на нет. Крестьянское же неуклонно росло. Ширилась прослойка крестьян-единоличников, стремившихся развивать свое хозяйство, повышая его агротехнический уровень, а значит, и продуктивность.

Нет сомнений, что со временем такой тип хозяйства сделался бы доминирующим. Тем самым оправдался бы прогноз П.А. Столыпина о том, что крестьянин-труженик, став хозяином своей земли, стал бы и полным достоинства гражданином, надежной опорой государства. Великий реформатор просил 20 лет покоя для реализации своего плана. Увы, история распорядилась иначе.

В 1913 г. Российская империя была динамично развивающимся и во многом процветающим государством. Ежегодный прирост населения составлял 2000000 человек. Предыдущее пятилетие было отмечено ростом промышленного и аграрного производства. Рост урожаев зерновых был достигнут и благодаря улучшению агротехники и культуры земледелия, ставших следствием политики правительства, в том числе резкому увеличению ассигнований на поддержку крестьянского земледелия. Продолжалась индустриализация страны, в ходе которой за четыре предвоенных года возникло около 700 новых акционерных обществ. Бюджет государства по сравнению с показателем 1900 г. удвоился.

При этом расходы на поддержку сельского хозяйства выросли на 338%, расходы на образование – на 475%. Доля аграрного сектора в экономике снизилась до половины, остальное падало на промышленность, транспорт, торговлю. Быстро росли доходы населения, увеличивалась заработная плата сельскохозяйственных и индустриальных рабочих, банковские вклады имел каждый пятый гражданин. Произошла модернизация политического строя. Широкими были гражданские свободы. Наука и культура переживали расцвет. Властям удалось справиться с подрывной деятельностью экстремистских партий. Их влияние упало. Численность Симбирской организации РСДРП в 1907-1910 гг. сократилась с 318 до 20-30 членов. Полному разгрому подверглись социал-демократические организации в Сызрани, Курмышском уезде. У оставшихся на свободе революционеров нарушились связи с партийными центрами.

Каким был Курмышский край в начале XX века?

В уездном городе Курмыше числилось 2778 человек обоего пола, проживавших в 450 домах. Отметим, что в это число не вошли жители трёх прилегающих к городу слобод: Алексеевской, Казачьей и Стрелецкой, чье суммарное население составляло в то время 1942 человек. Следовательно, население Курмыша в нынешних его пределах превышало 4700 жителей. В городе в 1914 г. сочетались браком 23 пары, родилось 213 младенцев (из них 2 внебрачных), умерло 116 жителей. Таким образом, естественный прирост населения составил 96 человек.

Общественное управление в Курмыше воплощали городской староста коллежский регистратор Николай Иванович Знаменский и его помощник М.А. Абрамов. Основными видами экономической деятельности традиционно были сельское хозяйство, промыслы, торговля. По пятницам в городе шумел базар.

Водный путь сообщения по реке Суре обслуживала Курмышская пристань. С 1878 г. действовала почтово-телеграфная контора со штатом из 5 служащих. Образование обеспечивали два приходских училища, высшее начальное училище с 6-летним сроком обучения (для юношей) и женская гимназия. Для удовлетворения духовных потребностей людей имелось пять православных храмов, а именно: Успенский собор, приходские Покровская (Никольская) и Богородице-Рождественская церкви и два приписанных к собору храма – Тихоновский и Троицкий. Здравоохранение осуществляла земская больница, которой заведовал врач коллежский асессор Василий Львович Марсальский.

Центром города служила Торговая (Базарная) площадь, на которой высились три каменных городских храма – Успенский, Покровский, Рождественский. Здесь проходили важные общественные мероприятия. К востоку от Торговой площади протекали Сура и ее приток речка Курмышка. Еще одна площадь, Троицкая, получившая название от одноименной церкви, располагалась в нескольких кварталах к западу. Площади соединяла Казанская улица. К югу параллельно ей пролегали Московская, Мещанская и Солдатская улицы. Кроме них были улицы Набережная, Рождественская, Ново-Солдатская, Мостовая, Мокрая, Беговая, Новая, Инвалидная. Как видно, в прошлом топонимика Курмыша отражала особенности его истории, географии, духовности.

Курмышский уезд, занимавший северо-западный край губернии, располагался на площади 394438 десятин. Из них пахотной земли – 223400 десятин, лугов – 59180 десятин. В 1914 г. население уезда исчислялось в 234821 человек, за год превышение рождаемости над смертностью составило 2992 человек. Главным занятием курмышан оставалось земледелие, основными культурами – рожь и овес. Преобладающие промыслы – доставка хлеба в Промзино и Лысково, работа на пароходах. В указанный период в уезде насчитывалось 880 кустарей.

Курмышский край развивался и уверенно смотрел в будущее.


Источники и литература

  1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М: Наука, 1991.
  2. История России с древнейших времен до наших дней. М.: АСТ, 2018.
  3. Краткий очерк землеустроительной деятельности Симбирского отделения Крестьянского поземельного банка и экономического положения поселенцев на землях банка в Симбирской губернии. Симбирск, 1910.
  4. Обзоры Симбирской губернии за 1908-1912 гг.
  5. Статистический ежегодник по Симбирской губернии». Симб. губ. земство, 1912-1916.
  6. Краткий очерк землеустроительной деятельности Симбирского отделения Крестьянского поземельного банка. Симбирск, 1910.
  7. Журналы Курмышского уездного земского собрания за 1904 г. Симбирск, 1905.
  8. Чуканов И.А. Итоги аграрной реформы в Симбирской губернии к 1917 г. // Симбирский научный вестник. Ульяновск, 2012.
  9. Справочные книжки и адрес-календари Симбирской губ. за 1904-1916 гг.
  10. Курмышский край: 1372-2022. Авт.-сост. С.А. Смирнов. Н. Новгород: Отчина, 2022.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *