Друзья, у нас краеведческий прорыв. В изучении истории семьи Гнеушевых произошла настоящая революция.
1. Установлено имя деда св. Алексия.
2. Установлено место служения деда и отца св. Алексия.
3. Установлено место рождения святого. Уточнён год его рождения.
4. Установлен полный состав семьи отца св. Алексия, имена и годы рождения детей – братьев и сестёр св. Алексия.
5. Найдены документы о переводе семьи Гнеушевых в Бортсурманы.
Теперь по порядку.
Большинство современных житий святого Алексия Бортсурманского, размноженных в Интернете, начинаются с двух ошибочных сведений.
Первая фраза жития обычно звучит так:
«Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника».
Опираясь на сведения клировых ведомостей бортсурманского храма 1830-х-1840-х годов, где по возрасту святого вычисляется год его рождения (1762), авторы текстов жития не ставят под сомнение точность указанных лет батюшки и уж совсем не задумываются над тем, что детство будущего святого могло проходить и в другом месте.
Дореволюционные исследователи были аккуратнее с выводами.
У Фёдора Арнольдова, правнука св. Алексия, автора первого из всех известных (написанного не позднее 1892 года) жизнеописаний святого, читаем:
«О его родителях и равно о его первоначальной жизни и воспитании как дома, так и в духовной школе, нам почти ничего не известно».
Мария Пазухина в жизнеописании 1913 г. пишет:
«О первых годах его жизни не сохранилось никаких сведений; известно только, что отец его был священником».
Удивительно, но через сто с лишним лет оказалось, что сведения СОХРАНИЛИСЬ! Просто никому не приходило в голову искать их в архивах другого уезда. Никому, кроме гениального исследователя Веры Львовны Рулёвой, которая заметила в документах 1750-х – 1770-х годов по Преображенскому храму села Засарье Алатырского уезда совпадения имён, точь-в-точь повторяющих имена членов семьи Петра Алексеевича – отца св. Алексия, о котором известно, что он служил в Бортсурманах в 1780-е – 1790-е годы, вплоть до своей кончины в 1797 г.
Напомним, что в эти годы священнослужители не имели фамилий – во всяком случае, в Симбирской и Нижегородской губерниях. В клировых ведомостях и ревизских сказках св. Алексий значится как Алексей Петров, его отец – Петр Алексеев, мать – Анисья Андреева и т.д. Нужно обладать особой внимательностью истинного архивного охотника, чтобы углядеть совпадения имён, заподозрить их неслучайность, сопоставить документы и сделать открытие.
Имена священника бортсурманского храма Петра Алексеева (отца святого Алексия) и его домочадцев мы знали и раньше — по ревизской сказке 1782 г. «Курмыш и округа. Село Бусурманы [так в документе]»:
«Священник Петр Алексеев, 48 лет.
Жена Анисья Андреева, 50 лет.
Дети: Алексей, 17 лет [св. Алексий Бортсурманский], Матвей 15 лет, Григорий 11 лет, Алексей 9 лет, Авдотья 27 лет, Праскева 13 лет».
Благодаря находке Веры Львовны читаем «Ведомости о священно- и церковнослужителях и их детях Алатырского уезда села Засарья церкви Преображения Господня», сопоставляем имена.
1755 год:
Дьячок Петр Алексеев, бездетен, 24 г. по ревизии 1744 года, «при отце бывом того ж села дьяконе Алексее Иванове».
Если наши догадки правильные, отсюда узнаём имя деда св. Алексия: АЛЕКСИЙ ИВАНОВ, диакон Преображенской церкви села Засарье!
Идём дальше.
«Клировые ведомости церкви Преображения Господня села Засарье» за 1769 г.:
«Диакон Петр Алексеев, от роду ему 35 лет, женат /…/
У него дети:
Иван, 11 лет, грамоте и писать обучен нотному пению обучается.
Василий, 9 лет, грамоте обучен писать и нотному пению обучается.
Александр, 8 лет, обучает часослов.
Алексей, 4 лет [св. Алексий Бортсурманский.]
Матфей, 3 лет.
Стефан, 2 лет».
Совпадения налицо: ЭТО ОНИ! Ну на 99 %.
В те годы девочки в Клировые ведомости не заносились, поэтому нет Праскевы; Григорий родится в 1771 году, Алексей (младший) – в 1773, Авдотья – в 1775..
Следующий документ по Засарью, найденный в ЦАНО — «Ревизские сказки о священноцерковнослужителях и их детях за 1782 г.». Здесь ни диакон Петр Алексеев, ни, естественно, его домочадцы не упоминаются.
Где же они? Они в Бортсурманах, – догадывается Вера Львовна. И находит окончательное подтверждение.
«Реестр Алатырского духовного правления о выбывших и умерших священно- и церковнослужителях за 1776 год»:
«Села Засарья диакон Петр Алексеев выбыл в курмышской уезд в село Басурманы во иерея и з детьми Александром, Алексеем, Матвеем, Степаном, Григорьем, Алексеем».
Значит, Петр Алексеевич рукоположен во священники и с 1776 года служит в деревянной Никольской церкви села Бортсурманы (каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы будет построен позже – по разным данным, в 1786-1789 гг.).
Дальше следим по найденным Ольгой Дёгтевой клировым ведомостям Успенской церкви села Бортсурманы.
«Ведомость Курмышской округи села Борсурманы церкви Успения Пресвятыя Богородицы» за 1794 г.:
«Иерей Петръ Алексеевъ — 58 лет, в чтении хорош, поведения честного, женатъ, не обучался, посвящен 1776 года.
Диакон Алексей Петровъ — 27 лет, в чтении исправен, поведения доброго, женатъ, не обучался, посвящен 1784 года».
«Ведомость Курмышского уезда села Бортсурманъ церкви Успения Пресвятыя Богородицы» за 1796 г.:
«Священникъ Петръ Алексеевъ — 62 летъ.
Дьяконъ Алексей Петровъ — 31, в чтении и пении — хорошъ, женатъ, не обучался, посвящен — 1784 году.
У него сынъ Левъ — 6 лет обучается псалтыре».
«Ведомость Курмышского уезда села Бортсурманъ церкви Успения Пресвятыя Богородицы» за 1797 г.:
«Священник Алексей Петровъ — 32, какой в чтении и пении — довольно исправенъ, поведения — кроткого и добропорядочного, женатъ, не обучался, посвящен 1784 года.
У него сынъ Лев — 7 летъ, обучается псалтыри».
Значит, Петр Алексеевич уже почил. Св. Алексий рукоположен во иереи, его священническое служение продлится полвека…
Возвращаемся к году рождения св. Алексия.
Вышеприведённые документы говорят о 1764 или 1765 годе. Мы не знаем месяцев, когда происходила запись – отсюда и разночтения. Но ясно, что 1762 год, вычисленный из записей в Клировых ведомостях позднего периода служения отца Алексия – это ошибка: будучи уже стареньким, сам батюшка мог путать свой возраст, не придавая ему никакого значения. Так неверная дата и перекочевала в житие.
Но главное – другое. Мы узнали о малой Родине святого Алексия, о месте его рождения, о его предках и месте их служения – о Преображенском храме села Засарье Алатырского уезда, где располагалось родовое имение Пазухиных, владевших также и Бортсурманами и имевших прямое отношение к строительству храмов – и там, и здесь. В этом свете перемещение семейства Петра Алексеевича в Бортсурманы видится естественным и логичным.
Спасибо нашим исследователям и архивным добытчикам – Вере Рулёвой и Ольге Дёгтевой: копии всех перечисленных документов заказаны в ЦАНО, для экспозиции в курмышском музее и Доме-музее святого Алексия, которую мы сейчас собираем, они бесценны.
А связь Засарья и Бортсурман – отдельная гигантская тема для исследования, о ней – в будущих публикациях.