А у нас снова МУЗЕЙНЫЕ ЧУДЕСА.
Вчера нам передали несколько писем к начальнице Курмышской женской прогимназии Марии Валериановне Львовой, отправленных из Алатыря в Курмыш в 1909 и в 1910 гг.
Два из них – от дочери Марии Валериановны, Вареньки (Варвары Сергеевны Львовой), которая, как следует из писем, проходит педагогическую практику в Алатырской гимназии. Связь Курмыша и Алатыря отчасти понятна: в Алатырской женской гимназии преподавал Иван Николаевич Ильин, отец Юлии Ивановны, преподавательницы истории и географии в Курмышской гимназии и супруги Фёдора Васильевича Виноградова — заведующего Курмышским городским училищем. Виноградовы — близкие друзья Марии Валериановны Львовой.
О третьем письме расскажем отдельно, чтобы не смешивать разные истории – будем двигаться поступательно.
Письма эти нашла в бабушкином сундуке курмышская жительница Елена Солдатова, которая, увидев в музее экспозицию об учебных заведениях Курмыша, захотела поделиться сокровищами, о происхождении которых она сама ничего не знает.
Загадок пока много – остались тёмные места в текстах, неизвестны многие имена. Но кое-что удалось разгадать благодаря помощи правнучки Фёдора Васильевича Виноградова (с 1878 по 1911 гг. заведующего Курмышским городским училищем), Нины Томашпольской, с которой мы переписываемся. Например, упоминаемый Варенькой «Сергейка Виногр.» – это сын Федора Васильевича и Юлии Ивановны Виноградовых, с которым, как и с другими детьми Виноградовых, Варенька дружна с детства. Все родились в Курмыше, учились в Казани: в 3-ей гимназии – Варя Львова и Леля Виноградова, в 1-й Императорской – Сергей, в реальном училище – Шура Виноградов.
Делимся драгоценными страничками и расшифровкой, пока черновой. Вдруг кто-то из наших краеведов ещё что-нибудь подскажет? Невероятно интересно!
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
Стр. 1.
Дорогая мамусечка!
Вот я хотела тебе разсказать относительно моих визитов, слушай:
Была я у начальницы, усадила она меня пить чай, есть сладкий пирог, песочники, пошла к учительнице, Тенишевой – опять чай и опять пирог, пошла к Чирихину – этот усадил пить немедленно кофе со сливками, правда очень вкусный, болтали за столом, он такой милый, славный стариканчик, жена его тоже очень симпатичная дама, ничего себе и дочка, гимназистка 3 класса. От него на его лошади, с ним и с его дочкой поехали
_________________________________________________
Приписка (вверх ногами): попечитель проехал отсюда в Ардатов. Их здесь жило 3-е – попечитель (оставил чудное впечатление) директор и директор старый.
_________________________________________________
Стр. 2.
в гимназию, там у меня должен был быть урок танцев. Он – Чирихин, довез меня и оставил там, а сам уехал в реальное по делам. Он был прелесть, как любезен, мило шутил и разсказывал между прочим, что Ильин Ив. Ник. ему как-то сказал: «А у Вас в гимназии, Варечка, оказывается». На что Чирихин ответил: «У нас не Варечка, а Варвара Сергеевна».
Мамуля, я, ты подумай только, взяла частный урок танцев с двумя девицами – вот во вторник будет 1й урок, не знаю сколько с них спросить денег, говорят, что не меньше
Стр. 3.
рубля за урок, попробую так, «мадам» сама сказала, что сколько я спрошу, столько она и заплатит. Написал мне, Муся, Сергейка Виногр. письмо – зовёт в Казань, там студенческий бал 21-го ноября, и он выбран распорядителем, 21 среда – праздник, 20 – вторник, у меня свободный день, я думаю съездить, схожу 20 в театр, 21 на бал и 22 приеду обратно, что мне – деньги есть, много множество, отчего и не прокатиться, мне так надоело сидеть в уездных городишках, без театра – ужас. Как это не печально, но Алатырь – такая же дыра, как и наш Курмыш, те же сплетни, по
Стр. 4.
словам Ант. Стан., те же пересуды и неприятности, разве немного слабее Курмышскому, но в общем – тоска. Если удастся – 19 вечером выеду и 22 вернусь в Алатырь.
Мулелечка, скоро Рождество, мне домой хочется, хотя я занимаюсь с удовольствием и пока, слава Богу, девочки меня любят, провожают ежедневно домой и одевают чуть не в драку на меня шубу, даже калоши было хотели, да я попросила их этого не делать и мои калоши оставить в покое. На гимнастику я теперь хожу в костюме и он всем нравится.
Стр. 5.
Мамуля, отчего ты мне так редко пишешь? Здорова ли ты? Муля, я живу почти 2 недели, а от тебя только одно письмо получила, и то с бумагами, неужели у тебя не найдется времени написать мне? Посылаю тебе мед – это подарил дедушка – я у него по его просьбе была уже два раза, он очень радуется моему приходу. Бросаю писать и ложусь спать, что будет завтра – допишу, может, новости накопятся, вообще опишу завтрашний день. Да, вот еще. Сережа Ялк (?) думает сюда приехать, просил меня переговорить …? (нрзб.)… с ее детьми (?) –
Стр. 6.
как он отнесется к его приезду и не пошлет ли ему для этого денежек. Я была бы рада, если б он приехал, все-таки живой человек, а то ведь кроме Самариных и людей-то нет. Лена (???) хозяйка очень славная, но все-таки не в моем вкусе – любит наряжаться, молодится и вечно кричит на всех и на вся, конечно не на меня. Сейчас у нее гостят два брата Николай и Павел Адамовичи из Пром(???), фамилия их вроде бы Путята, что-то. Николай полусумасшедший или …(?) просто нервно-больной, вроде, как идиот, но поет недурно, но все-таки тот же, что и
Стр. 7.
………………… (???)
а Павел – полуразбитый параличом, силач, высокий, толстый, циничнаго вида, тип Собакевича. Вот, Муля, скажи Марии Алекс., что даже в Алатыре много гоголевских типов – есть Манилов – Гисси, есть Собакевич – Павел Адамович, наверное, найдутся и еще типы. Сейчас в гимназии получила от тебя письмо и так мне захотелось домой, что просто сказать не могу. Муленька моя золотая, денег мне не нужно, у меня еще 3 р. есть, получу 20 жалованье. Мамуля…. (нрзб., оторван край листа). Господи, как
Стр. 8.
слетала домой. Ты пишешь, вот настанет Рождество и ты снова погрузишься в эту скуку в Курмыше. Мамочка, здесь не веселее, хуже тем, что все чужие, только и есть Самарины, у которых я почти ежедневно бываю. Мамулечка моя дорогуленька!
Посылаю письмо девицам. Целую тебя, мою золотулечку, крепко крепко. Скоро мое рождение и исполнится мне 21 год – совершеннолетняя буду. Мулечка, пиши чаще, ты очень редко пишешь мне.
Целую тебя еще и еще,
Твоя Варечка.
ПИСЬМО второе
Стр. 1.
Дорогулечка моя. Как живешь? Отчего не пишешь? С Ант. Ст. я послала дяде Васе письмо, но ответа, думаю, не будет. Мамуля, здесь Варя Фонина(-?) (Аонина-?), она лежит в Клинике, с ухом, я каждый день к ней хожу. У нас началась работа – 9 подаю характеристику (девчонка у меня прямо идеальной описана – конечно все вру), 10 – даю урок по арифметике, тема – деление пополам, урок даю с Фалей Алкосовой(???), по полчаса. На 3й неделе даю урок в среду по русскому – обучать буду грамоте 1-е отделение, а неделе на 4й опять урок во 2м или 3м классе по специальности, потом, к 1му апрелю подавать сочинение
Стр. 2.
по арифметике. Недавно писали классное сочинение по русскому яз., тема была «имя числительное», я все собрала со «сдувалок». Привезет ли Федор Васильевич из Москвы ответы с драмы курсов? – напиши то мне, мулечек, поскорее.
Недавно купила еще ноты себе и Фале подарила на именины сонату Бетховена, а себе купила Мендельсона «песни без слов», велела учительница, больше уже покупать ни за что не буду, так и ей сказала, ….? У нас в нынешнем году будет как мало экзаменов, только 4.
1) – педагогика 2) – письм. словесность 3) – устная словесность, 4) – методика. Арифметики и может быть пение отпустят раньше. Скоро домой на Пасху, тает, совсем весна – скорее бы – все считаю(?)…
Приписка на 1 стр.:
Скоро ли Пасха? Соскучилась я об тебе страшно.
Спасибо! Очень тронута, ото всех Московских Виноградовых. От Боярских потомства не было, мы за Вареньку и Петра Владимировича радуемся и благодарим. Московские фотографии я Вам, кажется, посылала. Где у Красных ворот семьи Виноградовых и Львовых-Боярских.
Спасибо! Мы тоже очень рады! Отдельное спасибо за фотографии, уважаемая Нина (так и не знаю Вашего отчества).