История церкви Троицы Живоначальной в селе Жданово. Доклад пятиклассницы Варвары Кашкаровой

Курмышские краеведческие чтения — 2023

Продолжаем публиковать тексты докладов самых юных участников наших кравеведческих чтений. Представляем ещё одну ученицу Пильнинской средней общеобразовательной школы «Содружество» — пятиклассницу Кашкарову Варвару, которая вместе с одноклассниками и преподавателями побывала курмышском музее летом 2023 года и приняла участие в конференции. Спасибо учителю пильнинской школы — Кяриме Ярулловне Сулимановой — за наставнический труд со своими учениками, за помощь в сохранении истории Курмышского уезда.

История церкви Троицы Живоначальной в селе Жданово  Пильнинского района Нижегородской области

 

Выполнила: Кашкарова Варвара Георгиевна, учащаяся 5 «А» класса МБОУ Пильнинская средняя школа «Содружество» Нижегородской области. Руководители: Сулиманова Кяримя Ярулловна, учитель начальных классов, руководитель кружка «Исследователи» Демидова Елена Станиславовна, классный руководитель.

Введение

«Благочестивые наши предки не могли жить без храма

Он был так же необходим  для души народа,

Как дом и пища для его телесного существования».

Патриарх Московский всея Руси Алексий II.

Моя прабабушка Любаева Татьяна Васильевна, бабушка Веселова Вера Александровна, тетя Махалова Зинаида Григорьевна родились и выросли в селе Юморга Пильнинского района. А это село находится недалеко от села Жданово, где стоит церковь Троицы Живоначальной. Я часто езжу летом к бабушке. Проезжая мимо села Жданово, я видела  полуразрушенную церковь, и мне всегда  было интересно узнать, почему она  разрушена и кто её когда-то построил. Я  многое расспрашивала у бабушки  о церкви. Я очень люблю свою малую родину. И мне стало интересно узнать историю села Жданово, историю постройки церкви. Вот и решила провести своё маленькое исследование и собрать по возможности материалы об истории храма села Жданово Пильнинского района. С родителями совершила экскурсию  на территорию полуразрушенного храма  села Жданово.

Тема исследовательской работы – «История церкви Троицы Живоначальной  села Жданово Пильнинского района».

Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое церкви села Жданово, рассмотреть это событие через призму исторических событий России ХХ  века.

Задачи:

  1. Найти сведения о строительстве православного храма в селе Жданово.
  2. Найти сведения о его внешнем виде и внутреннем убранстве.
  3. Изучить литературу по данной теме, статьи местной газеты «Сельская трибуна».
  4. Побеседовать со старожилами, с бабушкой Любаевой Татьяной Васильевной, с тетей Махаловой Зинаидой Григорьевной.
  5. Проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников.

Методы исследования:

  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с газетными публикациям;
  • Экскурсия по бывшей территории церкви.

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках окружающего мира и изобразительного искусства мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Я считаю, это важно знать каждому культурному человеку.

Но у каждой церкви есть своя особенность и своя история.

Гипотеза: исторические события, происходящие в стране, повлияли, как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви в селе Жданово Пильнинского района Нижегородской области.

1. Село Жданово Пильнинского района Нижегородской области.

На правом берегу реки Пьяны раскинулось село Жданово. Здешняя земля помнит многое, и жизнь менялась тут не единожды.

У села своя история, свои герои и люди, у которых при слове Жданово становится на душе теплее, ведь здесь их малая Родина. И сегодня о селе говорят его жители.

Точное время возникновения с. Жданово не известно, но из некоторых источников следует, что основателем села является Ждан  Мустафин Томаев (в конце 16 или в начале 17 века) — арзамасский служилый татарин, мурза, крупный землевладелец.

По одной из версий, Жданово получило свое название потому, что во время войны с татарами Иван Грозный должен был  пройти по территории села, люди его ждали, но прошел он немного южнее. Дорога, по которой он прошел, называется Казанской дорогой.

Согласно ведомости Симбирского наместничества 1780 года, село тогда именовалось Большим Жданово.

В 1780 году  в селе проживало 274 ревизских души (помещичьих крестьян).

В 1875 году в селе была построена мужская, а в 1899 г. — женская школы.

В 1900 году в селе было 190 дворов, в которых проживало 876 мужчин и 939 женщин.

До революции в селе раз в неделю по вторникам был базар: сюда съезжались купцы из Арзамаса, Алатыря,  сёл и городов Курмышского  уезда с разным мелочным товаром. Крестьяне, местные жители и обитатели близлежащих сел на базаре  продавали и  покупали  нужный в хозяйстве товар – деревенские изделия и хлеб. На рыночной площади проводилась ярмарка, которая называлась «Десятой» (десятинной): она проходила  в десятую пятницу  после Пасхи, торговали купцы  из уездных городов  разным товаром — продавали домашнюю скотину, съестные припасы, нужные для поселян вещи. В праздники жители села собирались на ждановских лугах, где проводились массовые гуляния.

В 1929 году было организовано  первое коллективное хозяйство «12 лет Октября», а первым председателем был Зюзяков Андрей Иванович.

Во время Великой Отечественной войны на фронт из села ушло 336 человек, не вернулось 168.

В годы войны в барском доме располагался госпиталь, потом  (до 1961 года) — детский  дом  .

Гордость Ждановской земли Генерал — майор Степан Степанович Андреевский – герой Отечественной войны 1812 года, участник заграничного похода русской армии. Награжден целым рядом русских и иностранных орденов и медалей. Происходил из дворян Тверской губернии. В 1828 году вышел в отставку, много лет жил в Тамбове и Жданове, принадлежавшем его жене Елизавете Алексеевне, урожденной Пашковой, здесь же покоится его прах.

В Жданове жили его потомки, один из них —  А.С. Андреевский — был уездным предводителем дворянства в Курмыше, а С.С. Андреевский был сенатором и губернатором ряда губерний.

Андреевский Степан Степанович. 

Генерал-майор. Из дворян Тверской губернии. Награды:

  • Орден Святой Анны 3-й степени (05.04.1806, за сражение под Аустерлицем)
  • Орден Святого Георгия 4-й степени (20.05.1808, за сражения при Гейльсберге и Фридланде)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (19.12.1812, за отличие при Бородино)
  • Золотая шпага «за храбрость» с алмазами (1816)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (12.10.1821, в вознаграждение отличного усердия и ревности к службе)
  • алмазные знаки к ордену Святой Анны 1-й степени (14.01.1826, за отличное усердие к службе)
  • серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года»
  • бронзовая медаль «В память Отечественной войны 1812 года»
  • медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года»

Иностранные:

  • австрийский Орден Леопольда 2-й ст. (1814)
  • прусский Орден Красного орла 2-й ст. (1814)
  • баварский Военный орден Максимилиана Иосифа 3-й ст. (1814)
  • прусский Кульмский крест (1814)

Другой знаменитый  уроженец ждановской земли — Великий архидиакон Константин Васильевич Розов, обладавший прекрасным басом-профундо.

Он родился в семье священника Василия Степановича в с. Жданово, всего у Розовых было три сына и три дочери. Сыновья выбрали для себя путь служения богу и людям, дочери также выбрали себе в спутники жизни священнослужителей.  Константин Васильевич Розов стал великим архидиаконом патриарха Тихона, а его братья — Николай Васильевич и Михаил Васильевич, оба — священнослужители — пострадали за веру и Церковь  в ходе сталинских репрессий 1930-х годов и удостоились мученической кончины. Находясь в разных лагерях, братья Николай и Михаил были расстреляны с разницей в один день — 5 и 6 марта 1938 года. Священномученик Николай Розов канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память 10/23 декабря.

В 1847 году в Жданове, в крестьянской семье родился архимандрит Давид (Дмитрий Иванович Мухранов). Долгое время был на военной службе. В 1887 году пострижен в монашество на Афоне в Андреевском скиту, вероятно в это же время рукоположен во диакона иерея. В 1896 году в Москве по благословлению Московского и Коломенского митрополита Сергия (Лепедевского) был введен в сан архидиакона. В начале 20-х годов прошлого века архимандрит Давид, как и К.В. Розов,  служил вместе с патриархом Тихоном. Умер отец Давид 12 июня 1931 года.

2. История строительства церкви в селе Жданово

История строительства церкви в селе Жданово связана с одной из известных дворянских родов России – Пашковыми. Постройку каменного храма заказал владелец села Жданова бригадир Алексей Александрович Пашков (1760–1831). А. А.Пашков был сыном известного «миллионщика» и заводчика коллежского асессора Александра Ильича Пашкова (р. 1734). Александр Ильич приобрёл своё колоссальное состояние благодаря выгодной женитьбе на Дарье Мясниковой – дочери сибирского купца Ивана Семёновича Мясникова, основателя Белорецкого железоделательного завода на Урале. В качестве приданого Пашков получил обширные владения в Симбирской и Нижегородской губерниях, уральские заводы и 20000 душ крепостных. Церковь Троицы Живоначальной  была построена в селе Жданово Алексеем Алексеевичем Пашковым в 1811 году по проекту знаменитого архитектора Матвея Федоровича Казакова. Престолов в ней было три :главный (холодный) – во имя Живоначальной Троицы, в пределах теплых, в одном  во имя Трех Святителей  Московских  и Всея Руси и чудотворцев Петра, Алексея и Ионы и в другом  в честь чудотворной иконы  Божией матери «Всех скорбящих радость» (Избавление от болезней». В Троицком храме  с начала 70 –х годов XIX века  служил священником  Василий Степанович Розов. Сегодня  церковь находится  в разрушенном состоянии.

2.1 Внешний вид церкви

Сегодня церковь Троицы в Жданове полуразрушена, и судить о первоначальных её формах можно по старой фотографии, сохранившейся у местных жителей.. Храм, выстроенный из кирпича с белокаменными деталями и обильным применением внутристенных железных связей, имеет трёхчастную продольно-осевую композицию. В основе массивная трёх цветная купольная ротонда, к которой с запада примыкает пониженная двусветная прямоугольная со скруглёнными углами трапезная. Замыкает продольную ось постройки квадратная в плане трёхъярусная колокольня (остался лишь нижний ярус).

Декор фасадов имеет богатую ордерную декорацию, к сожалению, сильно повреждённую. Ротонда с проёмами, расположенными по 5 осям, зрительно разделена на два яруса. В нижнем ярусе она окружена 14-ю колоннами, приставленными почти вплотную к стене и несущими остатки кольцевого антаблемента сильного выноса. Сохранились профилированные белокаменные базы колонн, капители отсутствуют (судя по старому фото, они так и не были исполнены). Между колоннами прямоугольные окна чередуются с ложными проёмами. По оси север–юг расположены два прямоугольных дверных портала с железными дверями. Над окнами в рамочных наличниках с треугольными белокаменными сандриками помещены небольшие плоские ниши. Прямоугольные ниши чередуются с лежачими овальными – над ложными окнами. Этот мотив вольно интерпретирует овальные окна верхнего света, которые есть в церкви на Гороховом Поле в Москве. Гладкие стены верхнего яруса ротонды прорезаны 10-ю прямоугольными окнами, которые также чередуются с ложными проёмами. Настоящие окна выделены наличниками с прямыми сандриками. Ложные окна не имеют обрамлений. В основании купола – кольцо из 10-ти круглыхлюкарн с квадратным обрамлением под треугольными сандриками. Купол завершён цилиндрическим глухим барабаном ложного фонаря с арочными плоскими нишами, который некогда венчался луковичной главкой.

Стены трапезной с боковыми фасадами в три окна украшены пилястрами, а скругленные углы рустованы. Пилястры с белокаменными базами не имеют капителей. Над окнами сохранились белокаменные треугольные сандрики и плоские ниши. Обнажившаяся кладка стены позволяет заметить, что в проект вносились изменения по ходу строительства. Сначала над нижними окнами планировалось сделать овальные окна верхнего света, а затем их заложили и превратили в прямоугольные ниши. Любопытно решены восточные стены трапезной: в месте смыкания со стенами ротонды они плавно выгнуты наружу, обозначая, таким образом, алтарные выступы приделов. Здесь помешено по одному окну. На западной прямой стене по бокам от колокольни также сделано по одному окну с каждой стороны. Трапезная некогда имела высокую вальмовую кровлю с круглыми слуховыми окнами по оси север–юг, что перекликалось с люкарнами купола.

Трёхъярусная колокольня завершалась высоким стройным гранёным шпилем, водружённым на небольшом куполке с четырьмя люкарнами по сторонам света. Все ярусы колокольни на каждой грани были украшены двухколонными портиками. В первом ярусе они венчались треугольными фронтонами, во втором – лучковыми, а в третьем – прямыми участками раскрепованного  антаблемента. В нижнем ярусе над арками входов сделаны овальные лежачие окна. Верхние два яруса были прорезаны по сторонам света арками звонов.

2.2 Внутреннее убранство церкви

Убранство интерьеров практически полностью утрачено. При входе в церковь, расположенном в нижнем ярусе колокольни, с двух сторон устроены две круглые шахты для винтовых лестниц, которые некогда вели на чердак и на верхние ярусы звона (частично сохранились белокаменные ступени). Из колокольни можно попасть в трапезную, поделённую на три нефа двумя широкими арками, переброшенными от западной к восточной стене. В двух боковых нефах, имеющих овальные очертания, располагались приделы: во имя Трёх Святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы; и Скорбященский. В среднем более узком прямоугольном нефе был проход в главный храм-ротонду. Восточные стены приделов имеют внутри ярко выраженные полукруглые очертания алтарных экседр, в то время как на западе скруглены лишь углы. Ныне своды трапезной почти полностью рухнули.

В интерьере ротонды сохранились фрагменты отделки. Три яруса окон разделены профилированными карнизами, выполненными из кирпича и некогда оштукатуренными. На западе находится высокая триумфальная арка, соединяющая пространства ротонды и трапезной. Над ней ранее был устроен балкон хоров, который позднее (вероятно, во 2-й половине XIX века) уничтожили. Под старой штукатуркой хорошо видна заложенная полуциркульная арка хоров. Кирпичный междуярусный карниз под окнами второго света в этом месте прерывается и заменён поздней имитацией, выполненной из дерева и оштукатуренный по дранке.

Под основным помещением ротонды находится подвал, перекрытый кольцевым коробовым сводом на центральном круглом столбе. Свод частично обрушен. Входы в подвал находились под крыльцами боковых входов в ротонду (крыльца эти также утрачены). Возможно, подвал предполагалось использовать как склеп, однако следов надгробий в нём не обнаружено. Любопытно, что аналогично устроен сводчатый одностолпный подвал церкви Козьмы и Дамиана на Маросейке в Москве (1790–1803, М.Ф.Казаков).

Церковь в Жданове обладает выразительной архитектурой и выполнена на  высоком уровне строительного мастерства. Иконография храма находит себе аналогии среди храмовой архитектуры рубежа XVIII–XIX веков. В русской провинции существовал целый ряд храмов-ротонд, являющихся репликами церкви Вознесения на Гороховом Поле. Некоторые из них утрачены, некоторые дошли до наших дней в руинированном состоянии. Например, церковь Михаила Архангела в селе Михайловское-Лесное (1800–1801) Костромской области; Казанская церковь в селе Данилово (1811–1812) Рязанской области; церковь Преображения в г. Верхний Уфалей (1816, не сохр.) Пермской губернии; церковь Св. Тихона в селе Карагай (1822–1823) Пермского края. Среди этих построек церковь в селе Жданово отличается тем, что она ближе всего копирует московский прототип – храм Вознесения на Гороховом Поле.

3. Разрушение церкви.

Церковь всегда занимала важное место в ходе сельской жизни. В селе во время праздников стекали жители со всех окрестных сёл и деревень. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни: рождение, брак, смерть. В селе, в каждой избе был святой угол с иконами. По рассказам прабабушки, сельчане гордились своим храмом. Церковь была самой красивой в округе. Вскоре после революции в нашей стране начались  гонения на Церковь. Повсеместно замолкли колокольные звоны. В 20-х – 30-х годах XX века началось массовое закрытие и разрушение храмов. Церковь в селе Жданово постигла участь многих русских храмов. В конце 1930-х годов были закрыты все церкви на территории Пильнинского района, кроме церкви в селе Романовка. Богослужения в Жданове велись вплоть до 1930-х годов, до постановления Горьковского облисполкома (Дело о закрытии церкви в селе Жданово 5 января 1938 г.- 5 мая 1938 года: ЦАНО, Ф.3074, ОП. 1, Д.1040.Л27).

Среди сельского населения проводилась массовая атеистическая пропаганда, поэтому стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры утратили свое значение.

Из источников я узнала, что, по словам старожилов, церковь после закрытия трижды пытались взорвать, но она выстояла. Жители села говорили, что церковь ломали рабочие, которых привезли со стороны, так как местные жители не согласились. Все рабочие попали в больницу. Официальная версия — пищевое отравление, но в это никто не верил. Жители думали, что Бог их наказал. Больше желающих ломать церковь не нашлось. Так храм в полуразрушенном виде простоял многие годы. По словам старожилов и из источников в сети Интернет, я узнала, что храм простоял до 1947 года, в годы войны он бездействовал и был приспособлен под клуб. Позже там был обустроен склад зерна.

В русском селе, где нет храма неуютно и холодно людям. Но не удалось вытравить веру из людских сердец, стереть из памяти. Пожилые люди всегда останавливались и крестились около церкви.

4. И вознесутся в небо купола. Восстановление храма. 

В начале 90-х годов XX века началась переоценка ценностей, изменилась политика государства по отношению к Церкви. Во многих населенных пунктах нашего района стали восстанавливать церкви и мечети, началось духовное возрождение России. В селе Жданово тоже начался путь возрождения церкви.

7 июня 2018 года в Пильнинском районе произошло знаменательное событие. Событие не только чисто церковное,  культурно-просветительское, но для нашего района историческое. В старинном селе Жданове   была заложена новая  церковь. Старый храм, который был поставлен в 1811 году во имя Живоначальной Троицы,  поражал прихожан храма и гостей Жданова своей величественной красотой.

7 июня 2018 года у разрушенного храма в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Жданово Пильнинского района Нижегородской области, расположенном на территории Лысковской епархии Нижегородской митрополии, была совершена Божественная литургия. Богослужение было приурочено к 95-летию со дня кончины великого архидиакона Константина Розова, уроженца села.

Литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Нерчинский и Краснокаменский Аксий, секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковский епархии протоиерей Андрей Самсонов и другие клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий.

За богослужением молились Александр Розов — внук священномученика Николая Розова, брата архидиакона Константина Розова, а также представители православного молодежного клуба «Ташино» из города Первомайска и молодежного клуба в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, из города Лукоянова. В храме присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Виктор Козлов.

По окончании Литургии епископ Силуан поблагодарил митрополита Георгия за визит и совершенное богослужение, отметив, что нынешняя Литургия в Жданове — первая за много лет. Управляющий Лысковской епархией преподнес главе Нижегородской митрополии икону священномученика Николая Розова.

Приветствуя собравшихся, митрополит Димитрий сказал: «Пусть мы разделены расстоянием в тысячи километров, но на самом деле мы значительно ближе, чем кажется. Преподобный Варлаам Чикойский, прославленный для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых, родился на нижегородской земле. Он получал благословение у преподобного Серафима Саровского. И в нашей епархии, как и на нижегородской земле, он почитается как светильник Церкви».

В своем слове митрополит Георгий, в частности, сказал: «Сегодняшний день — особенный как для села Жданова, так и для всей Нижегородской митрополии. Сегодня мы вспоминаем великого архидиакона Константина Розова, употреблявшего свои природные дарования, прежде всего великолепный голос, на служение Церкви. Все, кто его знал, запомнили отца Константина как человека доброго и скромного. Так характеризовали не только архидиакона Константина, но и его братьев: священномученика Николая и диакона Михаила. О них можно сказать, что это достойные сыновья достойных родителей, воспитавших своих детей в благочестии».

Владыка Георгий вручил церковным благотворителям — депутату Законодательного собрания Нижегородской области Наталье Засыпкиной и Владимиру Засыпкину — юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Ведь новая церковь в Жданове появится благодаря их стараниям.

Далее митрополит Нижегородский Георгий возглавил чин закладки храма в честь священномученика Николая Розова. За богослужением молились: митрополит Читинский Димитрий, епископ Лысковский Силуан, епископ Нерчинский Аксий, протоиерей Сергий Матвеев, протоиерей Андрей Самсонов, клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий.

В беседе с журналистами митрополит Георгий сказал: «Славные сыновья Отечества рождались на нижегородской земле. Такими были и священномученик Николай Розов, и его братья. Большой духовной радостью для всех нас является сегодняшнее событие — новый храм появится в Лысковской епархии. Особенно важно, что освящен он будет в честь священника, который явил собой пример верности вере Христовой в страшные годы гонений на Церковь. Благодаря появлению новой церкви большее число людей сможет узнать о его подвиге. Сохраняя и умножая память о новомучениках, мы делаем значимый шаг в возрождении тех традиционных духовных оснований жизни народа, которые пытались уничтожить в период революции».

Отрадно было видеть молодых людей  на этом знаменательном богослужении и в момент закладки нового храма. Что говорить о более  зрелых жителях, на лицах которых блестели слезы радости и какого-то особого чувства благоговения, благодарности и воскрешения памяти.

— Это радостное, большое, значимое событие. В  небольшом селе возвели храм, в котором будут возноситься к Богу молитвы за  всех живущих, за тех, кто жертвовал, кто помогал, чем мог, и кто молился о благом деле.

Основание храма было заложено в 2018 году. Сейчас уже стоят кирпичные стены с мощными сводами.  Работы еще много, но скоро храм распахнет свои двери. Спасибо нашим меценатам Владимиру Викторовичу и Наталье Петровне Засыпкиным. Это люди, в прямом смысле слова, вкладывающие свое имя в историю. Мы, жители Пильнинского района, возрадовались, что именно на нашей земле прославились Розовы.

Лица прихожан светились радостью, ведь не часто они становятся свидетелями таких замечательных событий — рождение храма.

Вывод

Изучив историю возникновения утраты и возрождения церкви в селе Жданово Пильнинского района, я пришла к выводу , что те исторические события, которые происходили в нашей стране повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви в селе Жданово.

В начале ХХ века церковь была духовным и культурным центром села. После революции и смены власти началось массовое разрушение церквей. В селе Жданово был разрушен уникальный памятник культуры и искусства.

В начале 1990-х годов политика государства изменилась по отношению к Церкви. Я очень рада, что на моей малой родине возрождается церковь в селе Жданово.

Заключение

Работа над исследовательской работой по теме: «История церкви Троицы Живоначальной в селе Жданово Пильнинского района» раскрыла неизвестные мне страницы истории села и его храма. Для меня, ученицы начальных классов, ещё остается много вопросов и загадок. Хотелось бы подробнее узнать о тех, кто служил в церкви села Жданово после смены власти в стране, об их  судьбах. Я обязательно в старших классах продолжу работу по изучению истории этой церкви.

Изучать историю своей малой родины можно бесконечно. Возрождение духовности необходимо, чтобы мы молодое поколение лучше знало историю своего народа, бережно относились к вере своих предков. Со своим исследованием я обязательно выступлю перед учениками своего класса, а затем на школьной конференции «Академия стремлений», чтобы и другим захотелось обратиться к нашим духовым корням.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *