Продолжаем распутывать родовые клубочки, всё глубже погружаясь в курмышскую историю: дерево растёт, разветвляется, дотягиваясь до порецких, мордовских, чувашских краёв. И вот что удивительно: в этом охвате географических мест, имён и судеб история не выходит из берегов, не распадается на множество отдельных сюжетов, а сплетается в одну тему, в одну общую судьбу русского духовенства, попавшего под колеса безумной машины ХХ века.
Недавно мы рассказывали о найденных на сайте «Ветви древа» (https://vetvidreva.ru/index.php.) документах и фотографии секретаря Курмышского полицейского управления Ивана Васильевича Воскресенского (1862 – 1916), двоюродного брата бортсурманского священномученика Михаила Григорьевича Воскресенского, убиенного большевиками в ходе кровавой расправы в Курмышском уезде 1918 года.
Одна из создательниц прекрасного сайта о своих предках, Светлана Воскресенская, с которой мы переписываемся, обратила наше внимание на судьбу ещё одного священномученика в роду — Дмитрия Васильевича Воскресенского (1869 — 1938), родного брата курмышского секретаря Ивана Васильевича.
Чтобы прояснить семейные связи, надо начать с их деда – с Дмитрия Ивановича Воскресенского (1813 — …), священника села Жданово (и других сёл) Курмышского уезда.
Один из его сыновей, священник Василий Дмитриевич Воскресенский (1838 — 1907), служил в селе Урусово Мишуковской волости Алатырского уезда Симбирской губернии. Там-то и родились, в числе восьмерых детей, «наши» оба брата – «курмышский» Иван и будущий священномученик Дмитрий.
Дмитрий Васильевич закончил Симбирскую духовную семинарию, был рукоположен в священники, служил сначала в Ардатовском уезде, а потом, с 1911 года – в селе Анастасово Курмышского уезда, недалеко от Порецкого.
Батюшку арестовывали дважды – в 1930 и 1937 году. Тексты допросов отца Дмитрия, тогда уже протоиерея, опубликованные на сайте «Ветви древа», читать невыносимо…
Второй арест оказался роковым: 30 декабря 1937 года отец Дмитрий был приговорен спецтройкой НКВД ЧАССР по статье 58 к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Бесчеловечные условия лагеря довели батюшку до гибели: 22 мая 1938 года он скончался от голода в Алатырской исправительно-трудовой колонии и был погребён на кладбище колонии в безвестной могиле.
27 декабря 2007 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Дмитрий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Другие ветви Воскресенских также связаны и с Курмышским уездом, и с темой новомучеников.
У Дмитрия Ивановича Воскресенского было ещё два сына – Пётр и Григорий. Один из них, Григорий Дмитриевич Воскресенский, выбрал чиновническую стезю – в 1880-е годы он был Становым приставом Курмышского уезда в чине коллежского секретаря. Бортсурманский священномученик Михаил, пострадавший за веру и Церковь в 1918 году, – это как раз сын Григория Дмитриевича.
Его брат – протоиерей Пётр Дмитриевич Воскресенский (1835 – 1885) – был настоятелем Успенского собора г. Курмыша и законоучителем Курмышского городского училища.
О его служении на учительском поприще (на протяжении 13 лет) рассказывают документы, опубликованные на гениальном родоведческом сайте Воскресенских https://vetvidreva.ru/index.php.. Для нас это, конечно, открытие. Сведения имеют непосредственное отношение к курмышской истории и, безусловно, должны войти в экспозицию нашего музея.
Похоронен протоиерей Пётр на уничтоженном ныне городском («Ближнем») кладбище Курмыша – в ограде храма Святителя Тихона Задонского. В монографии «Русский провинциальный некрополь», изданной Его Императорским Высочеством Великим князем Николаем Михайловичем в 1909 – 1912 гг., есть запись: «Протоиерей Пётр Дмитриевич Воскресенский. Погребён в ограде приписной к курмышскому Успенскому собору Тихоновской церкви. Вырезано на могильном деревянном кресте: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы»».
Идём дальше. Листаем страницы «воскресенской» родовой летописи и переходим к следующему поколению, к судьбам сыновей курмышского протоиерея Петра – Василия, Владимира и Григория.
Все трое стали священниками, ни один не уберёгся от лагерей, Василий расстрелян в 1937-м.
Читаем:
1. ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1867 – 13 октября 1937).
Место рождения: село Красные Четаи Курмышского уезда.
Профессия / место работы: священник храма Николая Чудотворца с. Пильна.
Место проживания: с. Пильна
Дата расстрела: 13 октября 1937 г.
Аресты:
Осуждение: 1931 г.
Статья: по ст.58-10, 58-11
Приговор: к 3 г. лиш. св
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 5 сентября 1937 г.
Обвинение: 58-10-11
Осуждение: 26 сентября 1937 г.
Осудивший орган: тройка
Приговор: ВМН (расстрел)
Архивное дело: 10969
2. ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1872 — 1933).
Место рождения: г. Курмыш.
Профессия / место работы: священник.
Место проживания: Пильнинский р-н, с. Наваты.
Мера пресечения: арестован.
Дата ареста: 3 марта 1933 г.
Обвинение: 58, п. 10.
Осуждение: 7 апреля 1933 г.
Осудивший орган: тройка.
Приговор: к 3 г. ссылки в Кайский р-н.
Архивное дело: 10517.
По сведениям жительницы Пильнинского района Татьяны Лушиной, которая откликнулась на нашу публикацию о Воскресенских ВКонтакте, «священник Владимир Петрович Воскресенский был замучен в посёлке Пильна. Умер в апреле 1933 г., похоронен на кладбище с. Наваты. Могила сохранилась, есть табличка на кресте. В детстве на могиле служили службы в праздники и в воскресенье. Говорили, посадили в мороз на сани раздетого, без верхней одежды, повезли в п. Пильна, там держали в мороз в неотапливаемом сарае, священник заболел, умер, похоронили на кладбище с. Наваты».
3. ВОСКРЕСЕНСКИЙ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ (1880 — …).
Место рождения: г. Курмыш.
Профессия / место работы: псаломщик Большеалгашинской церкви Шумерлинского района.
Место проживания: ЧАССР, Шумерлинский р-н, с. Большие Алгаши.
Где и кем арестован: Чувашия, с. Большие Алгаши.
Мера пресечения: арестован.
Дата ареста: 6 ноября 1929 г.
Обвинение: занимался антисоветской деятельностью.
Осуждение: 19 марта 1930 г.
Осудивший орган: Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижкрая
Статья: 58 п.10 ч.2 УК РСФСР.
Приговор: «Заключить в концлагерь сроком на 8 лет, считая таковой с 6.11.1929 г.»
Коллегией ОГПУ от 10.08.1933 г.: «Досрочно освободить».
Архивное дело: РГУ ГИА ЧР, Ф. 2669, оп.2, д.943 (2193)
Ещё один курмышский Воскресенский, пострадавший в ходе репрессий 1930-х годов, – священник Пантелеймон Васильевич Воскресенский; он упоминается в статье Станислава Смирнова «Большой террор в Курмышском районе», где сказано:
«Среди фигурантов мы видим священника одного их курмышских храмов иерея Пантелеймона Васильевича Воскресенского, 51 года, подвергавшегося репрессии в 1932 году и по отбытию 5-летнего лагерного срока вернувшегося в Курмыш».
//rys-strategia.ru/news/2021-09-03-12498
Подробности судьбы Пантелеймона Васильевича нам пока не известны, но это дело времени – обязательно будем выяснять эти факты.
Понятно одно: в музее необходимо создавать отдельную большую экспозицию, посвящённую новомученикам и священномученикам Курмышского уезда – пока что им отведена лишь маленькая комнатка. А значит, придётся расти – наращивать музейное пространство и самим расти душой через память о них.